Евгений Борисов
Исторический аспект познания в поздних работах Э. Гуссерля
I
Трактовка познания, представленная в “Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии” — главной трансценденталистской работе Гуссерля, — определяется следующими постулатами:
1) Первичным онтологическим феноменом — основой предметного бытия вообще — является интенциональное переживание. Иначе говоря, всякий предмет существует лишь постольку, поскольку является коррелятом соответствующих актов сознания:
“Принципиально (в априори безусловной сущностной всеобщности) всякому “истинно сущему” предмету соответствует идея возможного сознания, в котором предмет мог бы быть схвачен сам, в оригинале, и притом вполне адекватно. И наоборот, если осуществлена такая возможность, то и предмет eo ipso становится истинно сущим”
1.2) Все акты сознания — как в отдельности, так и в их горизонтной взаимосвязи — представляют собой конститутивный процесс: строение предмета задается способом его данности в переживании (или в ряду переживаний), т.е. формой соответствующего опыта.
3) Поэтому истинное познание предмета — познание предмета, как он есть, т.е. в его корреляции сознанию, — означает рефлексивное раскрытие той последовательности переживаний, в которой он был конституирован. (К этому следует добавить, что переживания чистого сознания абсолютно прозрачны для рефлексии, — это одна из базовых интуиций Гуссерля: “Рефлексивные феномены действительно представляют собой сферу чистых, совершенно очевидных и ясных данностей”
2).4) Все акты сознания исполняются “чистым Я”:
“Среди всеобщих сущностных особенностей трансцендентально очищенного региона переживаний первое место принадлежит, собственно, отношению любого переживания к “чистому” Я. Любое “
cogito”, любой акт в специфическом смысле характеризуется как акт Я, он “исходит из Я”, оно “актуально живет” в нем”3.Поэтому “чистое Я” оказывается интенциональным коррелятом и основой существования всего предметного универсума в целом. Это значит, в частности, что вместе со всяким предметом мне потенциально дан и его конститутивный генезис, актуальное раскрытие которого обеспечивается рефлексивным обращением взгляда.
II
Из этих постулатов первые три остались в силе во всех последующих работах Гуссерля; последний же был подвергнут существенной ревизии, которая привела к тематизации “интенциональной истории”, а вместе с тем и исторического аспекта познания. Основные новации “позднего” Гуссерля, связанные с данной темой, суть следующие:
1) Конститутивный процесс вообще возможен только в горизонте интерсубъективности, т.е. осуществляется многими субъектами совместно
4.“Все становится сложнее, — пишет Гуссерль в “Кризисе европейских наук”, — если принять в соображение, что субъективность только в рамках интерсубъективности есть то, что она есть: конституирующее Я”
5.2) В таком понимании конститутивный процесс предстает как конститутивная традиция, в рамках которой “одно Я... воздействует на другое Я и наоборот, усваивает акты другого Я, тем самым становясь носителем чужеродных духовных функций”
6.3) “Воздействие”, которое оказывает на меня другое Я, и посредством которого я включен в традицию, манифестируется для меня в форме “пассивного генезиса”, который можно определить как данность предмета, конституирование которого осуществлено не мной, т.е. данность предмета в качестве сконституированного другими — в традиции. (Строго говоря, пассивный генезис, как и любой конститутивный процесс, как раз-таки активен; предикат пассивности следовало бы приписать тому Я, которое в нем не “участвует”, но лишь имеет его продукт в качестве факта.) При этом существенно, что моя “приватная” конститутивная деятельность никогда не начинается “на пустом месте”, но всегда базируется на пассивных данностях: отдельное Я никогда не начинает конститутивный процесс, но всегда только продолжает его. Иначе говоря, конститутивная деятельность Я определяется его локализацией в той или иной традиции.
“Всякий actus по своей природе порождается Я-полюсом... в специфическом для каждого переживания модусе активности. Но всякое такое ego cogito имеет в качестве необходимой предпосылки, что предмет, аффицирующий Я-полюс и побуждающий его к акту, предварительно уже сконституирован в сфере пассивной интенциональности, на которую еще не распространилась активность Я (in der das Ich noch nicht waltet)
7.На первый взгляд пассивный генезис представляется аналогом “естественной установки сознания”: в самом деле, в обоих случаях Я имеет дело с предметами, им самим не конституированными и выступающими в качестве аффицирующего начала (различие лишь в том, что пассивный генезис соположен активному, аффицирование граничит с конституированием, тогда как в естественной установке конститутивная активность сознания вообще не тематизируется). Однако пассивная конституция — в отличие от трансцендентных вещей, с которыми имеет дело “естественное” сознание, — принадлежит сфере субъективности, стало быть, ее содержание может быть полностью раскрыто в рефлексии, причем не как нечто внешнее по отношению к рефлектирующему Я, но именно как переживание, стало быть, как нечто по своей сущности имманентное Я и чуждое ему лишь по исполнению
.4) Но если так, то полное раскрытие конституции предмета всегда предполагает “усвоение” его “интенциональной истории” — тех самых “чужеродных духовных функций”, которые представлены в моем сознании в качестве “пассивной интенциональности”. Такое усвоение означает интериоризацию чужеродного, т.е. активное воспроизведение конститутивной традиции в моем собственном сознании, или, как говорит Гуссерль, ее “реактивацию”. (Разумеется, реально речь может идти только о реактивации того или иного сегмента традиции; реактивация традиции во всей ее полноте может быть лишь “регулятивной идеей”.)
“Следует различать пассивное (чисто рецептивное — Е. Б.) понимание выражения и понимание, реактивирующее его смысл и делающее его очевидным”
8.Как видим, сама очевидность, т.е., собственно, истина, имеет исторический характер: феномен очевиден лишь тогда, когда раскрыт его генезис в традиции. Это делает понятным гуссерлев концепт “кризиса европейских наук”: кризис заключается не в том, что развитие наук, скажем, замедлилось или натолкнулось на непреодолимое препятствие, но в том, смысловое содержание предмета исследования и самой исследовательской деятельности понимается “натуралистически”, т.е. в отрыве от их становления в истории.
“Дедукция в своем продвижении вперед руководствуется формально-логической очевидностью, но если отсутствует действительно развитая способность к реактивации изначальной активности, заключенной в основных понятиях, а значит, также и к реактивации содержания и способа существования (Was und Wie) их донаучной материи, то геометрия превращается в традицию с выхолощенным смыслом...”
9Многообразие типов очевидности делает возможным развитие традиции (чисто формальную разработку некоторого символического многообразия, в приведенном примере это дедуктивная разработка аксиоматического базиса геометрии) без ее действительного усвоения, т. е. без реактивации ее исторического генезиса. Чисто логическая активность, говорит Гуссерль, “делает невосприимчивым к проблеме происхождения, а вместе с тем и к подлинному смыслу бытия и истины всех наук”
10. Именно эта невосприимчивость, имеющая следствием смысловую пустотность познавательной деятельности (вполне совместимую с бурным ростом массива знаний), составляет, по Гуссерлю, сущность кризиса современных наук. Осмысленное же познание (и, соответственно, антикризисная программа применительно к наукам) однозначно связывается Гуссерлем с “реактивацией” его истории и предыстории (в приведенной цитате — донаучной “материи”, из которой были сформированы базовые понятия геометрии):“В отношении к наукам проблема подлинного исторического объяснения (Erklaerung) совпадает с проблемой “теоретико-познавательного” обоснования или прояснения (Aufklaerung)”
11.Исторический характер конститутивного процесса определяет в качестве исторического и само предметное бытие, а значит, и познание: познать какой бы то ни было предмет — значит раскрыть его становление в соответствующей исторической традиции. Этот тезис можно проиллюстрировать также на примере понятия “жизненный мир”, ставшего главным открытием “Кризиса европейских наук”. Гуссерль дает этому понятию подчеркнуто парадоксальное двоякое определение: жизненный мир — это мир “донаучных” данностей, составляющих смысловой фундамент всякого научного исследования; но в то же время это и смысловой универсум в целом, включающий в себя также и построения наук
12. Германская исследовательница Э. Штрекер показывает, что это двуединство имеет “интенционально-историческую структуру”13. Это значит, что жизненный мир является основой развивающейся традиции: он не только фундирует всякое новое научное исследование, но и ассимилирует затем его результат, который, таким образом, в свою очередь обретает статус “донаучной” очевидности. Жизненный мир мир является “донаучным” миром не в том смысле, что он исторически предшествует возникновению науки, но в том, что он фундирует каждое новое научное исследование; поскольку же он вбирает в себя результаты научных исследований, его можно было бы назвать также и “посленаучным”. В трансцендентальном смысле жизненный мир — это не совокупность предметов или смыслов, но подвижная граница между пассивным и активным генезисом, т.е. между традицией и новацией. Тематизация жизненного мира — теперь мы можем определить его как сферу пассивных данностей в их фундирующей функции по отношению к активному конституированию — предлагается Гуссерлем в качестве главной антикризисной меры. По сути дела, речь идет о своеобразной трансцендентальной герменевтике, которая, по замыслу Гуссерля, должна стать необходимым элементом всякого познания, в том числе и естественнонаучного, — элементом, обеспечивающим познанию смысловую полноту.III
В заключение я хочу зафиксировать некоторые особенности гуссерлевской “герменевтики”, которые отчетливо показывают ее генетическую связь с классическим немецким идеализмом и отличают ее от герменевтики Х.-Г. Гадамера. (К вопросу о локализации феноменологии Гуссерля в историко-философском процессе.)
1) Всякая пассивная данность может быть реактивирована, иначе говоря, любая “чужеродная духовная функция” может быть усвоена. Но усвоение, как снятие “чужеродности”, означает и снятие онтологической границы между ego и alter ego.
2) Граница между ego и alter ego задает локализацию отдельного Я в традиции, тем самым определяя существование отдельного Я как индивидуальное, т.е. — в данном контексте — исторически ограниченное. Стало быть, снятие этой границы в то же время означает снятие исторической определенности индивидуального сознания. Поскольку же возможность реактивации в принципе не ограничена, индивидуальное сознание имеет в качестве идеального предела сознание абсолютное, т.е. лишенное исторических границ. В 1933 г. Гуссерль пишет заметку, получившую интригующий заголовок: “Ночной разговор: Редукция к абсолютному Я первоначального течения потока, которое содержит в себе бытие собственного и другого Я. Бесконечность первоначальных ego. Монадология”. Здесь говорится, в частности, следующее:
“Первоначальное Я первоначальной жизни содержит в себе свое собственное бытие в качестве ego, в противоположность всем alteri, а значит, и данное посредством вчувствования бытие других; оно содержит это бытие не как нечто собственное (поскольку другие Я отличны от собственного Я, каждое имеет свою отдельную сферу собственного), но в абсолютном бытии, т. е. в бытии Я первоначальной данности. И если в начале феноменологии ego cogito принимается как выражение Я, выявляемого посредством редукции, то это оказывается экивокацией: феноменология начинается с абсолютно необходимой экивокации. Ибо лишь впоследствии становится ясно, что Я первоначального течения потока представляет собой абсолютное Я, которое несет в себе Я как собственное Я и другие Я как интенциональные модификации собственного — подобно тому, как бывшие Я суть интенциональные модификации собственного Я в данный момент. Абсолютное Я, которое всегда и с необходимостью предшествует всему сущему и “конкретность” которого предшествует всякой конкретности, Я, содержащее в себе любое сущее, какое только можно помыслить, — это Я есть первое ego редукции, ego, которое на самом деле не должно так называться, поскольку для него не имеет смысла alter ego”
15.Думаю, что понятие “первоначального течения потока” можно интерпретировать в качестве конститутивного процесса в целом, который осуществляется человечеством на протяжении всей его истории. (Конститутивный процесс по-прежнему остается базовым онтологическим феноменом.) Тогда “абсолютное Я” — это субъект данного процесса, т.е. универсальное сознание, которое существует не реально, но только в качестве идеального предела всякого реального сознания.
3) Абсолютное Я, в котором снята как интерсубъективность (ибо “для него не имеет смысла alter ego”), так и историчность (ибо оно “всегда и с необходимостью предшествует всему сущему”), образует телос существования европейского человечества, коль скоро в духовном смысле Европа — это “историческая телеология бесконечных целей разума”
15. В самом деле: разум — это прежде всего идея познания; познание же в феноменологическом смысле возможно лишь как раскрытие конститутивного генезиса, который осуществляется исторически; постижение истории — это ее усвоение, т.е. более или менее успешная реализация “абсолютного Я” в собственном реальном Я того или иного европейца. “В конечном счете, — говорит Л. Ландгребе, — телеология — это не что иное, как структура самой транстцендентальной субъективности”16.
Примечания
1
Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und phaenomenologischer Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einfuehrung in die reine Phaenjmenologie. Halle a. d. S., 1922, S. 296.2
Там же, S. 195.3
Там же, S. 159f.4
В “Картезианских размышлениях” Гуссерль разрабатывает теорию конститутивного генезиса феномена “alter ego”, в которой пытается осмыслить очевидную данность этого феномена в рамках “трансцендентального солипсизма”, т.е. исходя из положения, согласно которому “бытие других не есть бытие в абсолютном смысле”. (Husserl E. Gesammelte Werke (Husserliana), Bd. I. Cartesianische Meditatuonen, S. 238.) Принципиальные трудности этой теории инициировали ряд ислледований конца 20-х и 30-х гг., в которых Гуссерль приходит к указанному выводу о “трансцендентальном равноправии ego и alter ego. Подробнее об этом: Held K. Das Problem der Intersubjektivitaet und die Idee einer Transzendentalphilosophie. In: Perspektiven transzendentalphaenomenologischer Forschung, Den Haag, 1972; Кубанова О. Ю. Проблема интерсубъективности в “Картезианских размышлениях” Э. Гуссерля. - Историко-философский ежегодник'91. М., 1991.5
Husserl E. Gesammelte Werke (Husserliana), Bd. VI. Die Krisis der europaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie. Eine Einleitung in die phaenomenologische Philosophie. Den Haag, 1954, S. 188.6
Husserliana VIII: Erste Philosophie(1923/1924). Zweiter Teil: Theorie der Phaenomenologischen Reduktionen. (1959); S. 506.7
Husserliana IX: Phaenomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925. (1962) S. 209.8
Husserliana VI: S. 372.9
Там же, S. 376.10
Там же: S. 376, подстр. прим.11
Там же, S. 381.12
Там же, S. 133f.13
Stroeker E. Phaenomenologische Studien. Frankfurt/M., 1987, S. 87ff.14
Husserliana XV: Zur Phaenomenologie der Intersubjektivitaet. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929 - 1935. (1973) S. 586. Ср. в “Кризисе европейских наук”: “То Я, которое я полагаю в результате эпохэ, ... называется “Я”, собственно, лишь в силу экивокации...”(Husserliana VI, S. 188.)15
Husserliana VI, S. 347.16
Landgrebe L. Faktizitaet und Individuation. Studien zu den Grundlagen der Phaenomenologie. Hamburg, 1982.