Николай Карпицкий
Коммунизм в системе типизации дуалистических ересей
Современная цивилизация есть плод развития культуры, в основе которой лежат либеральные принципы. Экономические и политические свободы (открывшие возможность материального и духовного развития) органично вытекают из идеи абсолютной ценности личности, ее неприкосновенности, врожденности ее прав и свобод. Такое высокое понимание ценности личности обусловлено христианской системой ценностей. Из откровения христианину очевидно, что каждый человек – это творение Божие, и будучи сотворенным по Его образу и подобию, вершина творения всего бытия, и ничто из тварного мира не может быть более ценным, нежели сам человек. Не может быть такой идеи, ради которой стоило бы жертвовать человеческой личностью. Более того, Сам Бог воплотился и принял крестную смерть ради человека. Не ради осуществления какой-либо абстрактной идеи, не ради построения человеческого общества, но ради спасения человека, каждого из людей в отдельности. И у каждого свой индивидуальный путь спасения. Когда апостол Павел говорит, что всякая власть от Бога, то этим он отрицает коллективный путь спасения через революционное преобразование общества (как это мы видим у коммунистов). Ибо в таком преобразовании неизбежно будут перемолоты человеческие судьбы.
Коммунизм впервые в истории христианских стран попытался выстроить такую систему общества, в которой социальная роль человека, его права и обязанности полностью определялись бы общественной системой (более точно – органом общественного управления и контроля). Эта идея чужда как современному индустриальному обществу, так и традиционному феодальному обществу христианских стран, в котором люди хотя и не были равны, но тем не менее их права и обязанности мыслились как неотъемлемые от них, независимые от общественного устроения, врожденные, то есть данные согласно их рождению в том или ином сословии. И никакая власть не в силах была отменить их. Иными словами, коммунизм попытался построить общество на установках, противоположных социокультурным установкам христианских стран, явившись тем самым силой, разрушающей саму структуру общества и его систему ценностей.
Осуществление строительства коммунизма возможно лишь при условии постоянной борьбы с традиционной культурой. В силу этого практика коммунистического строительства стремится во всех аспектах противопоставить себя христианству, как духовной основе данной культуры. Однако если мы обратимся к истории христианской Церкви, то обнаружим, что в идеологическом плане подобное противоборство с христианством далеко не ново, еще ранее оно осуществлялось в различных антихристианских ересях, что заставляет предположить родственность коммунистической идеологии и дуалистических ересей.
Гипотеза о родственности коммунизма и квазирелегиозных дуалистических ересей позволяет объяснить, каким образом в нашей стране удалось этой идеологии захватить умы широких масс и приобрести миллионы фанатичных адептов. Однако чтобы подтвердить эту гипотезу, необходимо показать коммунизм в контексте развития тоталитарной идеологии от квазирелигиозных движений эпохи раннего христианства и до современных политических способов управления общественным мнением. Задача же данной статьи – показать коммунистическую идеологию в системе типизации дуалистических ересей.
Общим для тоталитарных идеологий (во всех их разновидностях) является потребность во враге как необходимом условии своего существования. Иными словами, поиск врага превращается в универсальный объяснительный принцип наличия всякого зла. Антихристианские дуалистические ереси обосновывают внешнее наличие врага идеей изначальности и онтологичности зла, победа над которым либо невозможна, либо связана с уничтожением внешнего мира.
Естественно, под дуалистическими ересями вовсе не понимаются богословские ереси, связанные с ошибочным истолкованием тех или иных христианских догматов (арианство, монофизитство и т.д.). Их также не следует путать с религиозными течениями, которые утверждают иную нежели христианство систему ценностей (индуизм, буддизм, даосизм и т.д.). Под этим следует подразумевать лишь те ереси, которые последовательно утверждают противоположную христианству систему ценностей.
Дабы более точно уяснить место коммунистической идеологии в истории дуалистических ересей, я выделю три наиболее общих типа: дуалистические ереси гностического типа, дуалистические ереси монтанистского типа и дуалистические ереси манихейского типа.
1. Дуалистические ереси гностического типа.
При всей пестроте гностических ересей можно выделить общие положения доктрины. Бог есть демиург и олицетворяет злое начало. Истинное божество никакого отношения к творению мира не имеет. Мир возникает в результате либо ошибки, либо преднамеренной злой воли, не имеет ни ценности, ни смысла, и должен быть уничтожен. Однако частица силы истинного божества по трагической случайности попадает в плен материи и содержится в душах избранных для спасения людей. Задача последних – отделить в себе искру этого высшего начала, освободить ее из плена материального мира при этом остальная составляющая человеческой природы (телесное и психическое начало) должна саморазрушиться. В этом – истинное спасение. Мир понимается как разлагающийся труп, и любая активная деятельность в нем бессмысленна. При этом, что бы человек ни делал, грешил ли, жил ли праведно, совершал ли подвиги или преступления, это ни в малейшей степени ни приближает и не отдаляет его от спасения, ибо вся эта деятельность связана со злым и подлежащим уничтожению миром. Ни хорошими поступками нельзя ничего убавить от зла мира, ни плохими к этому злу ничего нельзя прибавить. Для гностика мир – труп, и поэтому он совершенно равнодушен к миссионерской деятельности, к идее помощи другим. Как и ко всякой деятельности вообще. Такое равнодушно-созерцательное отношение к жизни у гностиков Борхес назвал предсмертной фантазией покойников. Нет смысла для гостика нести знание остальным, поскольку у избранного искра истинно-божественного в любом случае тянется к освобождению через мистического познание. У не-избранного же нет ничего, что подлежало бы спасению.
Но что же останется, если эта искра истинно-божественного освободится? - Очевидно - душа и тело человека, нормальная жизнь которого будет с точки зрения гностиков полной и окончательной смертью. И один из патриархов гностицизма, Василид, высказал смертельно опасное для этой ереси предположение – возможно, спасение гностиков уже состоялось! А оставшиеся от них в этом земном мире души и тела - лишь пустые бутылки, из которых вышел подлинный дух, соединившись с истинно-божественным. Нет более смысла жизни душе-телесного остатка человеческой личности, и чтобы избавить его от страдания в силу понимания этого, на него милостиво было спущено от истинно-божественного начала великое забвение истины. Идея великого забвения показывает нам логику психологического распада личности, попавшего под влияние гностической ереси.
Типизирующими характеристиками ересей гностического типа являются:
- констатация бессмысленности жизни и мира в целом, надежда на их разрушение;
- равнодушие к широкой проповеди своего учения и любой активной деятельности в мире;
- полная утрата любых нравственных ориентиров. Любой поступок человека становится нравственно безразличным и в силу этого допустимым;
- спасение мыслиться через интеллектуально-созерцательное отношение к высшему началу. Теоретическое выражение умосозерцаемой картины превращается в идол для религиозного поклонения, при этом атрофируются волевая и деятельная сфера человека.
2. Дуалистические ереси монтанистского типа.
Монтанизм как историко-церковное явление зародился из противопоставления личностного пророчествования общецерковному откровению. При максимальном напряжении эмоциональной сферы этот пророчествующий энтузиазм был доведен до полного волевого подчинения потустороннему существу, дающему пророчества. При
этом происходило последовательное подавление всей интеллектуальной сферы, так как именно в ней всегда сохранялась возможность критического отношения к пророчеству.Монтанизм является более замаскированной ересью, ибо в силу своего воинствующего антиинтеллектуализма не стремится предложить богословскую систему, альтернативную христианской, изменяя лишь акценты и контекст тех или иных догматов. При таком изменении акцентов человек не столько интеллектуально (как в гностицизме) сколько эмоционально начинает воспринимать мир как злое начало. Такое не теоретическое, а эмоциональное восприятие идеи изначальности зла в мире и необходимости его уничтожения для очищения от зла привело к состоянию внутренней перманентной войны со всем внешним (в отличие от презрительно-равнодушного отношения к бессмысленности жизни гностиков). При этом необходимость такой борьбы интеллектуально может и вообще не обосновываться. Так, например, мы можем смело утверждать, что старообрядцы сохранили в чистоте догматику и литургическую жизнь православной Церкви. Однако во времена начавшегося раскола они были напуганы идеей воцарения Антихриста и наступлением скорого конца света. В результате изменилось с положительного на отрицательное эмоциональное восприятие мира, что привело старообрядцев в их жизнеотрицающей борьбе до изуверства коллективных самосожжений.
3. Дуалистические ереси манихейского типа.
Ереси манихейского типа исходят из основоположения изначальности добра и зла. Злом, как правило, объявляется внешний материальный мир, в котором пленено духовное начало божественного царства. Также, как и гностицизм, манихейство абсолютизирует объяснение всякого источника зла внешней причиной, также доводит человека до утраты нравственных ориентиров. Но, в отличие от гностицизма, манихейство считает мир не столько лишенным всякого смысла разлагающимся трупом, сколько агрессивно-деятельным злом, которому надо также активно противостоять. Вместо гностического высокомерного презрения к жизни манихеи находятся в состоянии активной борьбы с миром. И в
этом плане манихейство является своеобразным синтезом между гностицизмом (“тезис” – абсолютизация умозрительной концепции при полной атрофии эмоционального начала) и монтанизмом (“антитезис” – отрицание интеллектуального начала и полное волевое подчинение источнику пророчествования). Также, как гностицизм, манихейство предполагает фантасмагорическую умозрительную картину высшего царства и историю борьбы со злым миром, в которой контекстуально обосновывается поиск врага в качестве универсального объяснительного принципа зла. И также, как монтанизм, манихейство требует находиться в активной борьбе с этим внешним злом.Мы видим логическое развитие идеи абсолютизации в сознании человека внешнего зла, приводящей к жизненно-отрицающей позиции:
1) гностицизм – интеллектуальное идолопоклонничество при подавлении эмоциональной сферы;
2) монтанизм – эмоциональная борьба со всем внешним при подавлении интеллектуального начала;
3) манихейство – соединение эмоциональной борьбы с внешним и интеллектуального идолопоклонничества.
В рамках выявленной системы типов мы можем попробовать определить место коммунистической идеологии в ней.
Общие черты коммунистической идеологии со всеми типами дуалистических ересей.
1)
Признание изначальности зла, имманентно присущего миру. Коммунизм видит источник зла в самом принципе движения исторического процесса – классовой борьбе. Угнетение также исторически неизбежно, как и борьба с ним, как и окончательная победа над ним. Квазирелигиозный тезис имманентной присущности зла миру выражается в квазинаучном тезисе об имманентной присущности зла самой истории. Наличие классового врага при этом становится универсальным объяснительными принципом всякого зла.2)
Тезис о необходимости уничтожения мира. Все дуалистические ереси утверждают, что мир, который изначально является злым началом, должен быть уничтожен, после чего избранные ко спасению перейдут в принципиально иное состояние. Коммунизм утверждает неизбежность и необходимость революционного разрушения “старого мира”, в результате чего сам исторический процесс (движущей силой которого являлась борьба с эксплуатацией) прекратится и наступит бесклассовое царство идеального общества.3)
Нравственный релятивизм. Поиск врага как универсальный объяснительный принцип зла ведет к разрушению нравственной системы ценностей. По отношению к врагу все допустимо, и любые нравственные ограничения тут снимаются. Как и еретики, для которых становится нравственно допустимым обманывать и совершать другие преступления по отношению к людям, не являющимся членами их секты, коммунисты распространяют сферу нравственных отношений только на классово-солидарных членов общества.У еретиков любая связь с внешним миром становится порочной. В результате этого они теряют способность различать естественные и противоестественные наклонности в обычной жизни. Естественная любовь становится греховной, ибо она привязывает к материальному миру. Противоестественная похоть не способна ухудшить по своей природе порочные социальные отношения и становится не только допустимой но и желательной, если в результате пресыщенности развратом ослабевает привязанность к миру. Возникает двоемыслие, при котором крайний аскетизм соседствует с крайним развратом.
Подобное двоемыслие возникает и у коммунистов, призывающих аскетически бороться за натуралистически-эвдемоническую цель. Для идеологов коммунизма вполне естественно сочетание внешней аскетичности с внутренним нравственным уродством и распущенностью. Очень часто можно наблюдать, как внешне добрые и сентиментальные люди, страдающие коммунистическим двоемыслием, начинают требовать смерти классовых врагов или доносить на своих близких.
Выделив перечисленные общие черты, необходимо теперь сравнить коммунистическую идеологию с каждым из трех вышеприведенных типов дуалистических ересей.
В качестве гностического момента коммунистической идеологии можно выделить учение о человеке. Человек в ней представлен как “ансамбль общественных отношений”, а его сознание – “свойство высокоорганизованной материи”. Его бытие конечно, и с физической смертью он перестает существовать. Его ценность несопоставимо ниже общественных идеалов, и ради их осуществления нравственно допустимо жертвовать человеческими жизнями. Действительно ценным в человеке является его вклад в дело приближения идеального общества, т.е. общественно-историческое значение его классовой борьбы, все остальное вместе с его физической смертью навсегда бесследно исчезает в прошлом. Гностицизм, подобно коммунизму, также утверждает, что жизнь человека не самоценна, все его телесно-психическое бытие бессмысленно и должно бесследно исчезнуть после того, как духовный аспект человека будет спасен от плена материального мира.
Кроме того, гностицизм утверждает, что не все люди изначально содержат в себе предназначенный ко спасению духовный остаток. Жизнь таких людей изначально бессмысленна, также, как лишено смысла проповедовать им истину или как-либо иначе помогать. Аналогичным образом и коммунизм, утверждая, что человека формирует классовая среда, констатирует изначальную порочность природы человеческой в классовых врагах, переделать которую в принципе невозможно. Также, как и в гностицизме, осуществить идею спасения в коммунизме призваны лишь избранные, в частности, пролетарии.
Как обратил внимание еще Н.Бердяев, сам атеизм русского коммунизма носит гностический богоборческий характер, непонятный для рационалистического атеизма Запада. Атеистическая аргументация русского коммунизма исходит не из рациональных доводов, а из констатации факта зла в мире: “Если в мире есть страдание, значит бог злой, а значит в него нужно не верить!”.
Однако принципиальным отличием от гностицизма является коммунистический императив активного преобразования действительности, что предполагает широкую пропаганду доктрины, революционную перестройку общества, широкомасштабное ведение классовой борьбы и неутомимый поиск классового врага.
Монтанистские же тенденции коммунизма проявляются скорее не в идеологии, а в иррациональной фанатичной борьбе невежественных масс, неспособных понять коммунистическую доктрину, но увлеченных эсхатологической идеей бесклассового общества. Стремление навязать умозрительную теорию в качестве предмета веры отличает коммунизм от монтанизма, отвергающего рациональные инструменты собственного самообоснования.
В коммунизме можно наблюдать соединение идолопоклонничества в форме абсолютизации абстрактно-теоретической идеи и состояние перманентной войны с миром в форме классовой борьбы. На основе этого можно смело отнести коммунистическую идеологию к дуалистическим ересям манихейского типа. Генеалогия этих ересей такова: манихейство-павликианство-богомильство-альбигойство-коммунизм-фашизм. Поэтому невозможно полноценно осмыслить идеологию коммунизма вне истории дуалистических ересей. Также, как невозможно вести идеологическую борьбу с коммунизмом не ведя ее с родственными, ему идеологиями фашистских организаций и квазирелигиозных тоталитарных сект.
Поэтому, несмотря на то, что антикоммунизм представляет собой внеконфессиональное движение, свою прочную основу он может обрести лишь в христианской культурной традиции, поскольку сам коммунизм, будучи моментом эволюции антихристианских дуалистических сект, был рожден как антитеза христианству, как последовательное противопоставление всей христианской системе ценностей.
Томск, 1998