На главную страницу

Наталья Антропова

Мифологические черты современного исторического самосознания

 

Цель моего сообщения - раскрыть, что историческое самосознание современного человека аналогично, мифологическому сознанию древнего человека. Это проявляется в их единой мифологической логике. Историческое самосознание я понимаю в очень широком смысле. Это не столько понимание истории современным человеком, сколько осознание им своего места в жизни с точки зрения исторической ретроспективы, его оценки современной ситуации, его отношение к политическим силам, событиям, идеологиям. В этом плане историческое самосознание современного человека включает в качестве своих частных пластов сознание политическое, идеологическое, массовое, обыденное. Все эти пласты объединяются в современном человеке в его сознании своего места в истории. Важным фактором, влияющим на историческое самосознание, и в частности - на массовое и политическое сознание современного человека, стали современные масс-медиа. Предлагая определенные выводы в своем докладе я буду опираться прежде всего на свой личный опыт работы в этих структурах.

Если задача научного освоения мира - поставить новые проблемы, предложить новые гипотезы, то мифология, наоборот, снимает проблемы. Задача мифологии - сделать жизнь человека полностью понятной, не оставляя места для новых вопросов, проблем и гипотез.

Все бессмысленное для человека кажется непереносимым. Это могут подтвердить и психологи.

Человеку легче переносить страдания лишь тогда, когда он понимает их смысл.

Мифологическое мышление делает все, с чем сталкивается человек осмысленным, понятным ему. Решая эту задачу, мифология не может терпеть проблематизации, и в этом ее принципиальное отличие от научно-рационалистического мышления.

Для мифологического сознания наличие проблемы есть критерий ложности, а отсутствие проблемы - истинности.

Алексей Федорович Лосев в книге "Диалектика мифа" утверждал, что основным принципом мифологического мышления является воплощение общего смысла в вещах, содержащих смысл более частный. Мифологичность вещи отрывается когда она отрешается от своего частного смысла, выражая смысл общий. Мифология стремится во всех вещах и событиях раскрыть общие смыслы.

Если мы обратимся современному историческому сознанию, то обнаружим, что оно выполняет ту же функцию, что и мифологическое - наделение смыслом всех событий, с которыми встречается человек. Критерием истинности здесь также является отсутствие проблематизации. Наличие проблемы не стимулирует ее решение, а требует отказа от существующей исторической концепции и принятие новой, которая не содержала бы проблем в объяснении действительности.

Если человек приходит в магазин и видит выросшие цены, то этот факт становится необъясним с точки зрения мифологии прогресса. Мифологическая логика требует, чтобы человек отказался от идеи прогресса и обратился к мифологии цикличности истории. При этом его исторические знания изменения не претерпевают, меняется только лишь интерпретация события. При этом меняются и его политические убеждения. Ненавистное ему правительство, которое только что отправлено в отставку становится вдруг хорошим, поскольку не допускало обвала цен. Вся ненависть человека теперь переносится на новое правительство, которое вскоре также будет отправлено в отставку, что также вызовет смену оценок на противоположные. В качестве критерия истинности здесь выступает требование сделать все понятным. Если остается хоть один факт, требующий объяснения, человек окажется неудовлетворенным мифологическим описанием и будет искать другую мифологическую картину мира.

Современный человек верит, что в истории есть силы добра и зла, что эти силы воплощаются в политических деятелях, партиях и идеологиях, что поступки этих деятелей и партий объясняют все элементы быта современного человека.

Иными словами, современный человек наделяет мифологическими свойствами политиков, партии и идеологии, которые проявляются в их действиях как некая сила, влияющая на все элементы жизни этого человека. Все, с чем он сталкивается, становится понятным в соответствии с мифологической логикой, объясняющей политические события и действия политиков.

Идеологи на перебой стремятся предложить современному человеку политические концепции, которые сделают все понятным. При этом, они апеллируют не к рациональности, а к эмоциям человека. Человеку же остается выбирать концепцию оппонентов тех, кого он в данный момент больше ненавидит. Через некоторое время, он разочаровывается и в оппонентах, и по закону маятника меняет свои убеждения на противоположные. При этом принятие или непринятие политических идеологий целиком и полностью осуществляется в соответствии с мифологической логикой.

Отношение к политическим деятелям и партиям у современного человека примерно такое же, как у древнего - к мифологическим героям. Можно обратиться к книге Голосовкера "Логика мифа", чтобы обнаружить общие принципы современного мышления и мышления мифологического. По законам мифологического мышления нет ничего удивительного если уже погибший герой в каком-либо мифе вновь оказывается живым и как ни в чем ни бывало совершает подвиги. И сейчас мы видим, как политически умерший Егор Лигачев как ни в чем ни бывало побеждает на выборах в Федеральную Думу. Мифологическое сознание совершенно не учитывает реальные масштабы. Геракл может принципиально не отличаться по размеру от обычных людей, умещаться на одних скамейках с ними, и он же умудряется удерживать на своих плечах весь небосвод вместо Атланта. Так и современное сознание вполне может приписать деятельности одного какого-либо антигероя развал СССР и другие сверхчеловеческие достижения. С точки зрения мифологической логики один и тот же герой может находиться в одно время в разных местах. Подобно этому и современное сознание способно обвинять политика сразу в разных, порой противоположных прегрешениях, совершая которые этот политик должен был по меньшей мере раздвоиться.

Журналисты охотно взяли на себя роль жрецов и посредников между харизматическими лидерам и простыми людьми. Подобно тому, как мифология сопровождается ритуалами, приобщающими человека к космогоническим процессам, современный человек нуждается в ритуале, подтверждающем его участие в историческом становлении. В качестве такого ритуала ему предлагается система выборов. Журналисты, подобно жрецам, обязаны обеспечить, чтобы человек в ритуале голосования сделал все правильно, то есть проголосовал за утвердившую себя политическую элиту. Особое значение играют тележурналисты, от деятельности которых зависит исход любых выборов. Их задача - дать непротиворечивую картину мира, в которой человеку становиться ясным, в ком воплощены силы зла, а в ком - силы добра, или, по меньшей мере - силы меньшего зла.

Гражданская позиция населения формируется не столько рациональным отношением к действительности, сколько мифологической логикой. Позиция может по мере разочарования меняться многократно, при этом чисто мифологическая вера в то, что кто-то обязательно должен воплощать силы зал или добра - остается неизменной. Чем быстрее мы сумеем осознать мифологическую логику современного сознания, тем труднее политической элите будет манипулировать общественным мнением, тем больше шансов, что через мифологическое отношение к властям будет прорастать не подверженное никаким мифологическим идеологиям рациональное отношение.

Томск, 2000

Сайт управляется системой uCoz