На главную страницу

На страницу Карпицкого

Псевдопрокл

Вывернутый смысл

1. Смысл вещи постигается не сам по себе, а в своих выражениях вовне – в энергиях. Смысл сам по себе следует понимать как самобытие смысла – собственное бытие, бытие-в-себе, а его энергия – действие вовне – есть выражение смысла в ином бытии – инобытии.

2. В уме смысл дан не сам по себе, а в своих энергиях. Умственное бытие – иное по отношению к самобытию смысла. Смысл – вне ума, а умом осознается энергия смысла как инобытийное оформление смысла. Следует отличать мысль конкретного человека, которая есть результат оформления энергии смысла в умственном бытии, от самого смысла, который имеет независимое от человека существование.

3. Смысл может воплощаться не только в умственном инобытии, но и в инобытии чувственном. Оформление энергий смысла в чувственном инобытии есть постигаемая чувствами вещь, которая является результатом телесного оформления смысла.

4. Смысл в умственном и чувственном выражении является моментом содержания жизненного мира инобытия, которое раскрывается в этом содержании как личность. Смысл как мысль и как вещь существует в бытии конкретной личности. В собственном самобытии смысл существует как чистая сущность вещи, свободная от всех чувственных и интеллигибельных выражений.

5. Вещи сами по себе существуют как чистые сущности. Вещи в своем телесном оформлении, либо в конкретном мысленном образе, существуют внутри жизненного мира конкретной личности. Смысл, данный как конкретная чувственная или мысленная вещь, есть раскрытый смысл.

6. Следует различать раскрытый смысл (смысл в инобытии) и самобытие смысла (смысл сам по себе). Тождество раскрытого смысла и смысла-в-себе есть самосознание смысла. Все вещи обладают самосознанием, нет несамосознающей сущности, нет несамосознающей вещи. Неодушевленность вещей лишь кажущаяся.

7. Мир есть результат взаимооформления энергий различных смыслов – различных сущностей. Их взаимное оформление рождает многообразие телесного и умопостигаемого бытия. Становление бытия есть новое выражение смысловых энергий. Сущность не может исчерпываться в своих энергиях. Становление мира бесконечно, как бесконечно становление энергийных проявлений каждой сущности.

8. Человек есть тождество раскрытого смысла и самобытия смысла. Сущность человека выражается в своих энергиях, оформление которых создает его телесное и душевное бытие. Становление душевного и телесного бытия бесконечно, ибо сущность человека неисчерпаема. Сущность человека есть его дух.

9. Сущность как самобытие смысла – проста, но имеет бесконечную потенцию своих проявлений, присутствует в своих энергийных проявлениях, познается в них, но не выражается в них целиком, является познаваемой, но не постижимой.

10. Самобытие смысла человек постигает не умом и не чувствами, а в сверхумном экстазе, в выходе за пределы собственного бытия. Человек выражает себя целокупно в своей энергии, направляет ее за пределы собственного бытия, заставляя замолчать и ум, и чувства, пока эта энергия не войдет в самобытие смысла, не отождествится полностью с ним, не сольется с ним, пока человек не воплотится в ином смысле.

11. Воплощение человека в ином смысле не связано с его умственными и чувственными выражениями, он рождается в самобытии смысла в особом внутрисмысловом теле, благодаря которому имеет самостоятельную жизнь за пределами собственного бытия внутри этого смысла. Раскрытый смысл постигаем всеми, самобытие же смысла постигается немногими.

12. Сущность есть абсолютная простота, которая имеет бесконечную потенцию своих проявлений. Эта бесконечная потенция есть содержащаяся в сущности ее чистая инаковость. Простота есть чистое единство, потенция, ее другой полюс – инаковость. Чистое единство становится в чистой инаковости. Это – становление не вовне, не в инобытии, но внутрь себя, вглубь самобытия, и порождает вывернутое бытие.

13. Становление вовне рождает мир как взаимооформление энергий всех сущностей. Становление в вывернутом бытии есть оформление лишь одной сущности в ее инаковости. Тождество сущности и ее оформления в вывернутом бытии есть вывернутое самосознание. Вывернутое самосознание знает мир множественности, но не знает ни других сущностей, ни их проявлений.

Вывернутое бытие есть сновидение смысла, становление же смысла в инобытии есть его бодрствование. Когда человек видит сны, то соприкасается с проявлениями только своей сущности, когда человек бодрствует, то соприкасается с энергийными проявлениями других сущностей. Сон есть вывернутый смысл.

14. Иерархия Плотина – становление единого в инаковости – не знает иных сущностей кроме себя, и является становлением вывернутого смысла, рождающего сновидения. Мировой ум, мировая душа, космос, созерцающий себя, боги, люди – все это снится единому, оно видит себя в них и пробуждается, когда они возвращаются к нему, растворяются в нем. Все бытие по Плотину – самосозерцание, и это самосозерцание надо понимать как сновидение.

15. Все либо бодрствует, либо спит. Когда оно бодрствует, то осознает себя в мире, когда оно спит, то осознает себя в сновидении. Вещи, которые мы воспринимаем как одушевленные, либо спят, либо бодрствуют; вещи, которые мы воспринимаем как неодушевленные – только спят.

16. Человек, в экстазе постигающий самобытие смысла, погружается в сон этого смысла, рождается в его вывернутом бытии в теле сновидения и живет в мире чужого сновидения. Пробудившись, он, как правило, забывает об этом сновидении. Человек, способный помнить себя в чужих сновидениях, воспринимается как сумасшедший.

17. Когда человек после погружения в сон просыпается, то обнаруживает, что в мире бодрствования прошло какое-то время. Иногда, пробудившись, он помнит собственные сновидения. Пребывание в чужом сне не создает никакого разрыва во времени пребывания в мире бодрствования и, как правило, не оставляет воспоминаний, а потому человек не подозревает о своих спонтанных погружениях в сны других вещей.

18. Погружение в сон другого смысла может носить спонтанный характер, и, пробудившись, человек не подозревает, что спал. Он может за одно мгновение прожить целую жизнь и не догадываться об этом. Но это погружение может совершаться человеком и преднамеренно – в сверхумном экстазе, путем выхода энергии собственного духа за пределы собственного бытия и погружение в бытие иного смысла. Тогда у человека остается шанс сохранить воспоминания о собственной жизни внутри вывернутого бытия созерцаемой вещи.

19. Все вещи спят. Человек может погрузиться в сон любой вещи в любой момент, но поскольку момент его пробуждения будет совпадать с моментом его засыпания, никто из окружающих людей не будет замечать погружение человека в чужой сон.

20. Пробуждение из чужого сна, о котором человек тут же забывает, может выражаться в спонтанном изменении настроения. Так, испытывая радостное приподнятое чувство, он может вдруг ощутить трагизм жизни, лишь скользнув взглядом по какой-либо вещи, что объясняется тем, что он за мгновение пережил трагическую жизнь внутри сновидения этой вещи, о чем забыл, пробудившись. Эти необъяснимые обычным способом спонтанные перепады настроения являются ключом к воспоминанию сновидений иных вещей, в которые человек погружается.

21. Когда мы раскрываемся во внешнем бытии – мы живем, когда мы выворачиваемся в мир сновидений и перестаем себя проявлять во внешнем бытии – мы умираем для бодрствования. Смерть есть вывернутый смысл, смысл нераскрываемый в инобытии.

22. Априорные формы самосознания смысла и в сновидении и в бодрствовании – пространство и время. Поскольку в мире сновидений проявляются энергии лишь одного смысла, то их соотнесенность с самим смыслом не требует жесткой детерминированности пространством и временем. И в загробном мире, и в мире сновидений естественны нарушения хода времени, пересечения разных временных линий, как естественны нарушения законов пространства, нарушения перспективности, допущения взаимопроникновения разных пространств и т.д.

Мир бодрствования есть результат взаимооформления энергий разных смыслов, и для того чтобы упорядочить действия разных смыслов, согласовать их в единую картину мироздания, необходима жесткая детерминированность линейным течением времени и перспективным пространством.

23. Человек в своем сне естественно воспринимает пространственно-временные нарушения, человек, погрузившийся в чужой сон, с трудом привыкает к таким нарушениям, ибо, в первом случае все эти нарушения – особенности самосознания его собственного духа, а во втором случае – чужого духа. Человек в чужом сновидении подобен Алисе в стране чудес.

24. Никто не умирает навсегда, но лишь засыпает, погружаясь в свое вывернутое бытие. Все мертвое может проснуться, и это будет новым рождением в мире бодрствования, становлением во внешнем бытии.

25. Когда вывернутое бытие ты воспринимаешь за мир бодрствования, то это не дает тебе заново родиться, и ты пребываешь в смерти, думая что живешь. Все неодушевленные вещи пребывают в иллюзии, что живут, будучи погруженными в собственные сновидения. Пробуждение сделается возможным лишь тогда, когда ты будешь обращать внимание не на внешние явления, но на их внутренний смысл, иной смысл, когда в другом будешь видеть именно другого, а не отражение себя, когда будешь искать другого. И тогда обнаружишь, что все, что окружает тебя – лишь посмертная фантазия. И, возжелав общения с другими, родишься в мире бодрствования. Спрашивай всегда себя, живешь ты или нет.

26. Некоторые люди и в бодрствовании ходят в полусонном состоянии, когда их бытие частично выворачивается. Такие люди хотя и думают, что бодрствуют, но воспринимают лишь то, что сами приписывают внешним вещам, наделяют собственными мыслями то, что им говорят другие, проецируют собственные представления на окружающих людей и мир вообще. Они не способны воспринимать ничего нового, что бы не содержалось в них самих, не способны понимать, что чувствуют и о чем думают другие, и из-за этого выглядят глупыми, пытаясь общаться с людьми. Окружающие считают идиотами людей с частично вывернутым бытием, которые и не бодрствуют, и не спят, но находятся в полубредовом мираже собственных представлений.

27. Все вещи спят, но их можно разбудить. Для этого нужно найти точку Омега, которая является пересечением двух миров, один из которых – вывернутое бытие вещи, мир ее сна, другой – наш мир, мир нашего бодрствования. Омега – точка в которой сходятся независимые друг от друга событийные линии параллельных миров, в результате чего можно через эту точку воздействовать из одного мира на другой, можно переходить из одного мира в другой.

28. При выходе из сна человек иногда стихийно обнаруживает точку Омега, когда цепь событий сновидения завершается событием, порожденным независимо от сновидения в мире бодрствования, например, человек во сне готовится к отъезду, садится в поезд и слышит прощальный гудок, который вызван звоном будильника, или собирается в театр, заходит, усаживается и начинает слушать музыку, которая в действительности полилась из включенного телевизора. События в сновидении и в бодрствовании протекают независимо друг от друга, но тем не менее сходятся в этой точке.

29. Тело спящего человека мы воспринимаем как живое, и для того чтобы разбудить человека достаточно растолкать его, не задаваясь поисками точки Омега. Невозможно также просто разбудить вещи, которые воспринимаются нами как неживые, для этого необходимо найти точку Омега. Точка Омега, в которой можно разбудить вещь, есть заклинание вещи, а весь магический ритуал, ядром которого является заклинание, представляет собой действия, будящие вещь.

30. Вывернутый смысл вещи, разбуженный заклинанием, начинает жить в нашем мире как самостоятельная личность, участвовать в делах людей. Языческие боги, представленные в пантеонах разных народов и есть пробудившиеся вывернутые смыслы вещей. Так, Гея – пробужденный смысл земли, Гестия – домашнего очага, Гера – воздуха, Посейдон – морской стихии, Уран – неба и т.д. Пробудившиеся языческие боги участвуют в жизни народов поклоняющихся им, покровительствуют народам, иногда помогают решать практические задачи, связанные с возделыванием земли, ведением войны и т.п.

31. Проснувшиеся в нашем мире боги не понимают законы нашего мира и продолжают жить по законам вывернутого бытия, в котором они спали. Через них в нашем мире начинает ощущаться действие законов вывернутого бытия, которые искажают миропорядок нашего космоса. Все то волшебное, невероятное, которое не находит места в нашем мире, было обыденным в жизни тех народов, окружающий мир которых был приведен в соответствие с законами вывернутого бытия тех богов, которым они поклонялись. Не существующие в нашем мире кентавры, титаны, Пегасы реально существовали в мире древнего грека, а реально существовавшая для наших предков небесная твердь исчезла из мира современного человека.

32. Подобно тому, как люди нуждались в языческих богах для решения своих насущных проблем, боги также нуждались в людях, заклинаниями которых спасались от нового погружения в сон. Отношения между людьми и богами были взаимозависимыми, ходя иногда либо люди подчиняли богов, либо боги людей. Судьба людей, попавших в плен языческим богам, плачевна, однако худшее, что может ждать человека – если он окажется втянутым в вывернутое бытие бога, где и будет заточен. Боги, чье присутствие в нашем мире зыбко и ненадежно, стремятся забрать из нашего мира в свой мир сновидений как можно больше и потому требуют жертвоприношений. Обращение человека к монотеизму позволило ему сбросить с себя иго языческих богов.

33. Богов, которые вмешиваются в нашу жизнь, можно усыпить, и это было возможно осуществить лишь через запрет поклонения идолам. Боги присутствуют в нашем мире в виде энергий, проникающих из вывернутого бытия, их личность раскрыта в их сновидении и лишь частично присутствует в нашем мире, и поэтому когда они не поддерживаются заклинаниями, когда общения с ними избегают люди, боги снова впадают в сон, уходя из нашего мира и освобождая его от искажений, вызванных законами вывернутого бытия.

34. Все вещи спят, но одни из них телесно оформлены, другие – нет, и существуют лишь идеально, как чистые смыслы. Пробуждать можно не только телесные вещи, но и идеальные, которые, раскрываясь в нашем мире, выступают как естественные, нравственные и эстетические законы. Так, закон всемирного тяготения был пробужден во времена Ньютона, именно в этот период пространство стало однородным, раньше оно имело верх и низ, и все тела были подвержены естественному стремлению вниз.

35. Заклинания, которые используются для пробуждения идеальных вещей, вербально не оформляются, имеют интеллигибельную реальность и даны в сознании человека как бессознательно принимаемые установки, которые служат отправной точкой мыслительного процесса. Эти заклинания можно понимать как архетипы нашего мышления, которые вместе с тем вызывают к жизни и законы нашего космоса.

36. Подобно тому, как можно пробуждать идеальные вещи, можно усыплять их. Усыплять идеальные вещи можно через закрытие символов. Символы выражают точку Омега – точку соприкосновения нашего бытия и вывернутого бытия идеальной вещи, несут в себе энергию этого вывернутого бытия, открывая через себя наш мир воздействию его законов. Закрыть символ – значит сместить его в интеллигибельной реальности с точки Омега на какой-либо частный малозначительный момент. Идеальная вещь, перестающая соприкасаться через символы с нашим миром, снова погружается в сон, освобождая наш мир от законов, в которых она проявлялась.

Томск, 1994

Сайт управляется системой uCoz