На главную страницу

На страницу Карпицкого

Николай Карпицкий

Феноменология вкусового ощущения

Посвящается забытым идеям Я.Беме

Трактат

(философский)

1.Вкусовое ощущение возникает когда мы едим. В этом каждый может убедиться на своем опыте.

2. Мы едим еду.

3.Когда мы съедаем еду, она становится частью нашего тела.

4.Собственное тело мы осознаем как воплощение самих себя в мире.

5.Следовательно еда есть процесс воплощения человека в мире, или самого мира в человеке, что в данном случае равнозначно.

6.Из этого вытекает, что воплощение меня в мире не акт, а процесс. Еда есть феноменальное оформление этого процесса.

7.Еда во время ее поедания еще не стала частью моего тела, а когда я ее съедаю, то тогда уж она и становиться частью тела.

8.Еда, таким образом, есть единство меня и мира в динамичном аспекте. Еда - это переход мира в меня и одновременно мое воплощение в мире.

9.Если еда в моменте ее поедания еще не является частью меня, то с вневременной точки зрения она всяко является частью меня.

10.С вневременной точки зрения и весь мир может пониматься как воплощенный в моем теле. Еда есть раскрытие во времени процесса этого воплощения.

11.Во вкусовом ощущении мы сталкиваемся с едой, то есть с динамическим единством меня и мира.

12.Само слово “еда” указывает на “единство” меня и мира. Слово “есть” указывает одновременно и на поедание и на существование. Поедание таким образом раскрывается как существование, как присутствие в мире.

13.Смысл еды заключается не физиологической потребности, так как от голода не умирают (умирают от отравлений шлаками или малосъедобных вещей во время голода, а также из-за резкого перехода от голода к еде). Смысл еды носит культовое значение, как подтверждение присутствия человека в мире и мира в человеке.

14.Вкусовые ощущения бывают разные, а значит - вкусовое ощущение содержательно, т.е. способно каждый раз открывать новое содержание.

15.Но если во вкусовом ощущении открывается динамическое единство меня и мира, то содержание вкусового ощущения говорит о форме выраженности мира во мне или моего воплощения в мире.

16.Если еда является частью человека не в моменте поедания, а именно с вневременной точки зрения (т.е. независимо от какого либо момента), то вкусовое ощущение, которое и раскрывает единство поедамеого и едящего, раскрывает его как вневременное (см. п. 9).

17.Отсюда следует, что вкусовые ощущения различаются в зависимости от формы выраженности вневременного содержания в данном моменте времени, вневременного софийного тела, включающего в себя внешний мир, в теле временном, по отношению к которому этот мир дан как нечто внешнее.

18.Присутствие вневременного во временном определяет трансцендентальную структуру вкусового ощущения.

19.Трансцендетальная структура вкусового ощущения носит внутрителесный характер (так как язык внутри тела). Являясь основой самого сильного внутрителесного ощущения, она является парадигмой для всех остальных внутрителесных ощущений, обуславливая тем самым характер телесности человека.

20.Телесность – это форма присутствия человека в мире. Трансцендентальная структура вкусового ощущения, определяющая телесность, определяет характер описания мира, который человек постигает не иначе как непосредственное продолжение своего тела. Мироописание всегда телоцентрично. Его сборка осуществляется в соответствии трансцендентальной структурой вкусового ощущения.

21.Вкусовое ощущение есть акт ощущающего. Во вкусовом ощущении ощущающий осознает собственное существование. Следовательно, трансцендентальной основой вкусового ощущения явится акт полагания человеком собственного существования.

22.Если в этом акте полагания собственного существования временное бытие человека растворяется во вневременном, то это раскрывается как горькое.

23.Если же, наоборот, вневременное содержание растворяется во временном, то оное есть сладкое.

23.Кислое есть результат оформления сладкого горьким, или раскрытого во временном бытии содержании содержанием вневременным.

24.Соленое есть оформление горького сладким. Иначе говоря это есть просвечивание временного содержания во вневременном (то есть, когда мы потенцию вневременного содержания начинаем понимать в свете временного бытия).

25.Терпкое качество есть невозможность окончательного синтеза горького и сладкого. Попытка этого синтеза порождает кислое и соленое, однако между ними все равно остается различие. Это различие воспринимается как терпкость. Иными словами, терпкое - это условие дифференцирования горького, сладкого, кислого и соленого во временном бытии. Без терпкого человек воспринимал бы в становлении все как сладкое, а в отельном моменте – как горькое. Благодаря терпкому остальные четыре качества без их растворения одного в другом могут быть явлены одновременно, порождая при этом все другие вкусовые ощущения.

26.Все личностное бытие человека воспроизводит соотношения горького, сладкого, кислого, соленого и терпкого. В соответствии с ними выстраивается и мироописание.

27.Если вышеописанное каким-либо образом осталось для вас непонятным, попробуйте нарисовать круг, а внутри него еще пять кругов. Внутри каждого малого круга напишите шариковой ручкой по одном слову из следующего списка: горькое сладкое, кислое, соленое, терпкое. Раскрасьте круги цветными карандашами. Затем повесьте результат работы на стену и усядьтесь поудобнее перед ней. В получившейся у Вас позе последовательно повторяйте вслух написанные в кругах слова до тех пор, пока не поймете данный трактат. Очень важно при этом не отрывать глаз от картинки и ни о чем больше не думать. Занятие желательно проводить перед обедом (так лучше думается о вкусовых ощущениях).

28.Более подробно онтологию вкусового ощущения смотрите у Якоба (не путать с “якобы у”) Беме в его “Авроре”1. Феноменологический метод можно посмотреть в работах Густава Шпета. Не бесполезно будет также перечитать еще раз другие работы Николая Карпицкого.

___________

1Беме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. М: Политиздат, 1990. С.28-30, 87-102.

Томск, 1999

Сайт управляется системой uCoz