На главную страницу

Сергей Тендитный

 

Дом, в котором всегда четверг

Чтобы придать Тени видимость Жизни,

Требуется в большом количестве кровь

Невинных младенцев.

Из "Введения в курс черной магии",

Кембридж, 1969

Объект, известный под названием "Дом" (а также "Дом, в котором всегда четверг", "Мертвая точка", "Камень, пустой внутри" - приблизительный перевод названия объекта на языке аборигенов и т.д. и т.п.), представляет собой классический пример неразрешимой онтологической проблемы.

Сведения о нем, достигшие нашей Реальности, отличаются крайней разрозненностью и противоречивостью. Неясные намеки в местных легендах на таинственную башню, в которой много тысяч лет не гаснут огни (к сожалению, у аборигенов на эту проблематику наложено строжайшее табу), отрывочные свидетельства немногих вернувшихся из столь же нашумевших, сколь и бесплодных экспедиций, направленных на поиски Аргумента, стела в Чечен-ице с надписью на так и не расшифрованном языке, "Вавилонская библиотека" Х.Л.Борхеса (впрочем, автор пользовался явно некомпетентными источниками), и, конечно же, знаменитые фрагменты из потерянного портфеля, найденные в галерее Научной библиотеки Свердловского университета, и известные под названием "Обрывки I-XIII".

Синтезируя все это, комментатор представляет себе примерно такую картину: мир, бесповоротно поделенный на две сферы - призрачное, беспредметное "снаружи" и каменно-неподатливое в своей извечной заданности "внутри", завороженная своей собственной симметричностью сеть коридоров, стен, балок, пролетов; многократно повторяя свой четкий рисунок, она добивается ощущения своей нереальности, оставляя тем самым лазейку изнуренному мозгу, подтачиваемому изнутри скрытой несознаваемостью понятия - "стена".

Вероятно, постоянное соседство с мертвым камнем неизгладимо въелось в обитателей этой раковой опухоли космоса. Их серовато-бледная кожа настолько тонка, что рвется от малейшего нажима, открывая неостановимые кровоточения, и поэтому они всячески избегают прикасаться друг к другу. Странники без пункта назначения, тихо несущие свои лишенные всякого выражения лица с устало-злобными, как у горных троллей, глазами, глядящими внутрь себя. Они здесь так долго, что забыли кто они и откуда; тем не менее, в их облике так и видится некий Знак (но чего - рождения или смерти?), словно в каждом из них, глубоко, в самом центре, скрывается какая-то невычленимая суть, запаянная стеклянная ампула с зерном мрака, точечный прокол в пленке бытия, соединяющий их напрямую с ледяным равнодушием мироздания. Но эта нить (или обрыв нити?) не спасает их от страха, напротив, все их существование пронизано боязливой, молчащей о себе настороженностью. Все окна дома замазаны краской изнутри (говорят, что посмотревший наружу тяжело заболевает). Кроме того, они остерегаются оставаться надолго в одиночестве вне своих комнатушек. Человек, проведший ночь один в коридоре здания (такие случаи бывали), навеки замолкает. Обычно такие люди ложатся в кровать лицом к стене и уже никогда не встают с нее, никак не реагируя на окружающих. Также очень они бояться крика, взгляда в глаза, крови, вида самоубийц, не выносят больных и разговоров об Аргументе.

Странное ощущение производит знакомство с фольклором этого потерянного миром племени. С одной стороны, он абсолютно неизменен и каноничен, словно был сделан сразу вместе с Домом, с другой, сами жители, несмотря на их глубочайшую веру в свои предания, относятся к ним как к чему-то крайне несущественному и, в сущности, их постоянный пересказ лишен всякого смысла и никак не влияет на жизнь этих людей.

К этому своду мифов я отношу все бесчисленные басни о каком-то грядущем Событии, которое они призваны совершить, и в бесконечно бесплодном, потерявшем всякую опору, Ожидании которого они утратили всякую цель, кроме самого этого абстрактного, пустого в себе Ожидания. (Право, я удивляюсь тут явной нелогичности: о каком Событии может идти речь, когда еще в незапамятные времена в Доме была постулирована остановка Времени и само понятие календаря у них отсутствует, за исключением жалкого рудимента - названия одного из дней недели).

Есть у них и некое подобие религии - затравленный, издыхающий от боли бог, возникающий только в результате потребности людей в нем. Обессиленный ненужными ему проблемами и страшной ответственностью за то, что происходит не по его вине, он хочет вернуться в безличность, умереть, исчезнуть. Но совершить самоубийство он может только одним путем - убить в людях веру в себя, и вот он мстит людям за то, что они вызвали его из небытия, превращая их жизнь в ад, в непереносимый кошмар, поэтому естественная добродетель - отъединение, замыкание в себе, ибо спонтанная утрата веры есть необходимое следствие обессилевшего одиночества.

Еще одной разновидностью местного фольклора является периодически появляющиеся исследования. Преследующий цель как-то, хотя бы на уровне метафор, осмыслить и объяснить Дом и мир (впрочем, для обитателей Дома это является тождеством - ведь они убеждены, что кроме них во Вселенной никого нет). Эти штудии представляют собой весьма изысканные интеллектуальные конструкции, которые потребляются населением с весьма большим интересом и с нулевым эффектом, возможно потому, что оно рассматривает их лишь как красивую (но не больше) игру. (Но возможно, оно вообще их никак не рассматривает).

(Страшная мысль -а вдруг и эта скромная работа есть плод досужего ума одного из обитателей Дома, этого или какого-нибудь другого…)

Несмотря на все вышеизложенное, некоторые места в "Отрывках" дают возможность понять, что стабильность среды в Доме не является абсолютной. Как выясняется, иногда (исключительно редко, но все же бывает) замкнутость дома нарушается (правда, всегда только в одну сторону). Из Дома кто-то уходит. Уходит и никогда не возвращается. Начинается это, вероятно, с соскребывания краски на окнах, с недозволенного подглядывания в мир, огромность которого высасывает мозг, сохранивший твердость лишь под губительной защитой каменных клеток. Затем следует этап инкубации - томительное, неделями, месяцами длящееся выхаживание по коридору, руки в карманах, это словно наркотик - "только не останавливаться", лицо у заразившегося такое, словно он пытается вспомнить то, чего никогда не знал, а глаза - как у человека, которого вдруг окликают по имени в абсолютно безлюдном месте. Он перестает разговаривать. Это верный признак - он обречен. Люди знают это и сторонятся его. И вот он навсегда исчезает во "внешней тьме". По давней привычке не называть вещи своими именами, Жители Дома говорят в таких случаях, что "он почувствовал приближение пятницы" (возможно, темный намек на Евангельские тексты: Спаситель был распят в пятницу). Трудно представить себе мысль или ощущение, способное подвигнуть человека на такое, ведь покидающие Дом уверены, что они уходят в абсолютную пустоту…

Но мы-то знаем, что это не так, и некоторые из ушедших наверное достигают нас. Вот она, болевая точка, в которой можно если не понять, то хотя бы почувствовать, как некий таинственный Замысел входит в наш, ничего не подозревающий мир. Что это? - в ужасе спрашиваю я себя, спрашиваю и не нахожу ответа. Что это? Предвестие Конца, который Начало? Зараза, невидимыми вирусами расползающаяся из отвратительного нароста? Новый Homo, призванный заменить нас, не заметивших собственного превращения в динозавров, обреченных на вымирание?

Откуда он, этот странный объект, так похожий на правду, что в него невозможно поверить? Может, в самом деле, чудовищный эксперимент свихнувшегося Творца, гигантский инкубатор несчастных выродков, которые ни в чем неповинны? Или это и есть желанное искомое Доказательство, смонтированное маразматическим стариком, чтобы поглумиться над своими детьми, не пожелавшими ему повиноваться? Или вообще ничего нет, и эти странные вести всего лишь эхо, пуская кривое, подброшенное нам, чтобы мы распознали себя и то, что с нами происходит? Или все это всего лишь горячечное видение приговоренного к смерти, обреченного на пытку отчаяния, обвинение миру с целью оправдания себя, пристрастное объяснение происходящего, снимающее мучительное чувство вины?

Как оправдывать этот почти христианский ад? Как вернуть смысл почти что буддистскому раю (хотя, впрочем, из рая не сбегали)?

Тени вызывают к жизни.

В любом случае нужна кровь.

Кровь и кровь.

Много крови.

Публикуется по самиздатскому журналу "Версия", Томск, 1990. С.48-51.

Сайт управляется системой uCoz