На главную страницу

На страницу Карпицкого

Николай Карпицкий

Сакральное и профанное в судьбе тоталитарного общества

 

История возникновения, становления и разрушения тоталитарного государства связана с изменением отношения между сферой сакрального и профанного в общественном сознании. Можно выделить семь этапов изменения этого отношения, которые охватывают всю судьбу тоталитарной системы и связаны с определенными историческими стадиями нашей страны.

1. Предшествующая тоталитарному режиму стадия. Здесь характерно равновесие сферы сакрального и профанного: сакральное – сфера божественного, профанное – сфера обыденной жизни. Сакральное через освященную ею традицию организует социальную и духовную жизнь народа, проникает в интимные уголки человеческой души. Профанное – другой полюс человеческой жизни – сфера его быта. Человек нуждается в ней, чтобы не потерять себя тогда, когда в нем проявляются человеческие слабости, которым нет места в сакральном.

В истории нашей страны эта стадия соответствует монархическому государству. “Абсолютная” власть царя жестко очерчивалась и определялась традициями, и, вместе с тем, Российская Империя, постепенно реформируясь, эволюционировала к государству, основанному на правозаконных принципах. Православие определяло духовную жизнь и освящало государственную власть (т.е. общественные отношения).

Сакральное четко отделено от профанного, – это область религиозного культа, храмовой жизни. Профанное же есть вынужденная жизненная суета для поддержания семьи, рода; сфера, где даже самый несовершенный человек, подверженный грехам и дурным наклонностям, может найти свое место и свой дом. Для сакральной и профанной сфер использовались даже разные языки: церковно-славянский и русский. Кощунственно было бы слышать для уха русского, независимо от его отношения к религии, обращение к Господу по русски: “Господин!”. Границу между сакральным и профанным можно наблюдать в иконописи. Явленная в иконе святость отрешена от профанного через канон изображения, не допуская ничего случайного, ничего психологического, ничего связанного с эмпирической сферой, освещая тем самым преклоняющегося перед иконой человека светом будущего века.

2. Стадия возникновения тоталитарной системы. Это фаза разрушения традиционных ценностей, вторжение в сферу сакрального – профанного содержания.

В истории нашей страны это стадия связана с революцией и насаждением коммунистического режима. Набирает силу массовый атеизм, религиозные ценности по заказу новой государственной идеологии опошляются массами. Традиционные нравственные ценности подменяются классовыми, разрушая тем самым духовные основы старого общества.

Начинается освобождение от принципов классического искусства, ведется поиск нового, экспериментирование. Наступление авангардизма в искусстве было попыткой внести профанное содержание в то, что традиционно считалось освященной традицией сакральной сферой. Это, конечно, не значит, что художники-модернисты оказались подверженными коммунистической идеологии, просто огромная инерция начавшегося процесса захватила все общество, независимо от убеждений и мировоззрений отдельных людей, породило новые духовные пертурбации.

3. Стадия укрепления тоталитарной системы. В нашей стране она соответствует периоду массовых репрессий, индустриализации и коллективизации. Это фаза полного господства политической тоталитарной идеологии.

Вместо отвергнутой сакральной сферы новая партийная идеология начинает сакрализовать саму действительность тоталитарного режима. Если раньше, в мифологическом мышлении народа, добрый царь, как символ идеального мира, Святой Руси, всегда противопоставлялся “злым боярам” – то есть суровой действительности реального государства, то теперь вождь отождествляется и с партией, и с государством, и с народом. Сакральное опрокидывается в профанное, и профанная обыденная жизнь отождествляется с новой сакральной сферой политической идеологии. Повседневный труд требует коммунистических подвигов, личная жизнь может стать предметом обсуждения на ритуальных партийных собраниях. Все становится сакральным, профанному больше не остается места, также как нет места человеку с его слабостями и недостатками. Он обязан быть героическим строителем коммунизма. Или-или: либо ты герой, либо ты предатель и враг народа. Во время войны вождь сказал, что плененных врагом наших солдат нет, есть только предатели.

Вводится новый квазирелигиозный коммунистический культ, призванный осветить всю сферу деятельности человека: мумиепочитание и коммунистические святые, ритуальные субботники, демонстрации, собрания, соцсоревнования, линейки, политинформации, парады и т.п. Место же подлинно сакральной сферы – мира горнего, духовного – занимает абстрактная идея построения бесклассового государства.

В искусстве господствует соцреализм, превращая обыденную жизнь в сакральное выражение коммунистической идеологии. В языке возникает масса неологизмов, в основном это по новому скомпонованные обрубки старых слов, возникает особая манера говорить. Формируется своеобразный коммунистический диалект, который стремится переобозначить действительность, навязать ей новые отношения и новые значения.

4. Стадия одряхления тоталитарной системы. Наступает всеобщая усталость от сакрального и стремление заново определить для себя сферу профанного. Отсюда – сначала подсознательное, а потом и явное стремление отрицать сакрализованные коммунистические символы, опошлять их. Причем это стремление охватывает всех, вплоть до самого верха коммунистического истеблишмента.

Эти символы сначала начинают высмеиваться в казалось бы безобидных анекдотах. Постепенно коммунистический ритуал превращается в пустую формальность, смысла в которой никто не видит.

Оппозиция системе давно уже перемещена в лагеря, и именно там начинает формироваться новый язык, который опошляет всю сакрализованную коммунистической идеологией действительность. Этот язык на базе инвектив в форме мата становится общепринятым, ибо потребность в сфере профанного испытывают все. Профанизируя матерным языком ценностное значение сакрализованных вещей, человек задает новое профанное пространство в котором он может жить со своими обычными страстями, недостатками и грехами, не страдая от необходимости совершать на протяжении всей своей жизни один непрерывный подвиг.

5. Стадия гибели тоталитарной системы. Соответствует этапу на котором мы сейчас находимся. Старая коммунистическая идеология давно утратила свое сакральное значение и вместе с разрушением коммунистической системы происходит всеобщий, необыкновенно быстрый и легкий от нее отказ.

Старая система разрушена, но новая еще не возникла. Продолжает действовать инерция распада старой системы. Положение усугубляется тем, что вся действительность воспринимается профанизированной, отсутствуют какие-либо ценностные ориентиры. Эту фазу можно обозначить как инерционно-энтропийную. Человек дезориентирован, лишен инициативы. Возникает настоятельная потребность в сакральном. Именно эта ностальгия по сакральному и вызывает отдельные рецидивы обращения к старой тоталитарной идеологии, которая вместе с тем более не способна удовлетворить духовные потребности человека. Распространение коммунистических идей обратно пропорционально степени духовности и культурности. Общество переживает депрессию и социальную напряженность. Возникает серьезный риск необратимости разрушительной инерции если человек не самоопределится в отношении к сфере сакрального, которая только и позволит сформировать новые ориентиры и новый стереотип поведения.

6. Стадия преодоления инерции разрушившейся тоталитарной системы. Наступление этой стадии пока только лишь в возможности, ибо общество может и не суметь преодолеть инерцию разрушения. Переход на эту стадию зависит от нашего выбора здесь и сейчас.

Человек уже давно разочаровался обнаружить что-либо самоценное вне себя, давно уже перестал надеяться на приход новых людей и идей, которые выведут общество из депрессии, и самозамыкается на собственном эгоизме. Причем личный эгоизм может проецироваться на национальное сообщество или государство, сублимируясь в националистические и имперские идеи и общественные течения. В этой среде, у отдельных людей ностальгия по сакральному, связаггая с их заброшенностью в полностью профанизированную и обесцененную действительность, порождает потребность обратиться внутрь себя и искать самоценное там, которое не будет зависеть от внешних условий.

Такой человек встает перед необходимостью заново самоопределиться с тем, кто он есть, отрешившись от внешней действительности. Это самоопределение есть такое самообнаружение себя, в котором открывается положительное ценностное содержание, независимое ни от каких внешних обстоятельств. Поступать в соответствии с собой – начинает означать внутренний долг, свободу от внешних обстоятельств. Теперь уже не внешние обстоятельства определяют ценность поступка, но, наоборот, поступок придает ценность и осмысленность внешним событиям и обстоятельствам, которые лишенны сами по себе какого-либо ценностного содержания.

В результате поступок превращается в смысло- и ценностнонаделяющий акт, то есть превращается в некое культовое действие, а внутренний долг – в религиозный принцип. Этот принцип раскрывает в человеке сакральную сферу, общую для осознавших свой внутренний долг людей, и возводит к ней человека. Поступок становится способом реализации сакрального вовне, и как культовое действие наделяет действительность новым смыслом и по новому ее организует.

В соответствии с внутренним долгом, как религиозным принципом, вырабатывается новый стереотип поведения, который позволяет концентрировать творческую инициативу человека, в результате чего его активность начинает существенно выделяться на фоне апатичной массы разочарованных и эгоцентрически сориентированных людей.

Возникает острый конфликт между отдельными личностями, которые отказались от эгоистических установок, обретя ориентиры внутри себя, и общей пассивной массы, которая не хочет и не допускает, если кто-то начинает выделяться из нее. Этот конфликт по логике событий должен заканчиваться гибелью этих отдельных инициативных представителей, если они не начинают осознавать свою сопричастность высшему религиозному принципу, общему для них, в соответствии с которым они осознают себя и свой внутренний долг.

7. Стадия рождения новой традиции. Обращение к общим религиозным ценностям позволяет заново открыть сферу сакрального, в соответствии с которой формируется общий для подобных людей поведенческий стереотип, который, фокусируя их общую активность приводит к новому этническому, культурному и духовному подъему общества.

Внутренний долг как принцип, определявший поведение отдельного человека, постепенно перерастает в традицию, становясь принципом определяющим жизнь всего сообщества. Наступает равновесие между сферой сакрального (божественного), и сферой профанного (обыденной жизнью). Все последствия тоталитаризма становится окончательно изжитыми. Этот период связан с расцветом религиозной и культурной жизни.

Томск, 1997

Сайт управляется системой uCoz