Игорь Мананников
Община
ВВЕДЕНИЕ
Современная Церковь при ее, казалось бы, видимом благополучии находится в большом духовном кризисе. Внешне церкви процветают, богатеют, но внутренняя жизнь беднеет, евангельский дух уходит из церкви, ему там не хватает места. Попробуем вскрыть суть этого кризиса с помощью описания двух крайностей в духовной жизни современного христианина. Первая крайность более характерна для Западного христианства.
Западный мир переживает эпоху постмодернизма, когда любые идеи принимаются обществом, проявляющим великую терпимость к любому новшеству и инакомыслию, за которыми иногда скрываются совершенно аморальные или преступные вещи. При этом, казалось бы, огромном достижении современной гуманистической культуры, в которой человек - это центр мироздания, единственная ценность, теряется сама человечность, глубинное понимание другого человека. Люди, приобретая все, теряют друг друга и даже самих себя.
Переживание другого, встреча с ним, становятся поверхностными; глубинные основания личности остаются незатронутыми ни чужим горем, ни чужой радостью, даже отношения с Богом, при всей их видимой свободе со стороны человека, не являются основой жизни человека. Делаясь христианином, человек часто подходит к этому основному делу своей жизни безответственно; он не спешит пересматривать свои жизненные принципы, руководствуясь Словом Божиим. Если же это случается, то человек делает это не до конца, он оставляет за собой какие-то сферы жизни, в которой ни другой человек, ни Бог не имеют места. Эта безответственность проявляется в вопросах веры, когда принимаются одни положения Библии, но игнорируются другие, неудобные или непонятные; также это может касаться личной жизни и поведения, когда христианин считает возможным для себя совершать какие-то грехи, которые в данное время в обществе не считаются таковыми, например ложь или блуд. Современная гуманистическая культура во многом способствует такому легкомысленному пониманию христианства, когда слова ап. Павла из 1Кор. 6:19-20 : ”Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.”, - принимаются как нечто устаревшее и слишком радикальное, даже фанатичное. Для таких христиан отношения с Богом - это исключительная привилегия души и только, тело же продолжает жить своей земной жизнью по стихиям этого мира, хотя сам евангельский дух говорит о том, что нужно всего себя отдать Богу и жить с Ним и душой, и телом. Такое разделение внешней и внутренней жизни у христиан является сильным искушением для многих протестантских общин.
Теперь обратимся к другой крайности, характерной для традиционных апостольских церквей. Само присутствие слова “традиционный” показывает то, что в этих церквях придается огромное значение традиции, которая может пониматься как угодно. Главным для нас является то, что ответственность за себя перед Богом становится традиционной, когда страх Божий вырастает не из личной веры, а насаждается определенными канонами и правилами. В таком случае тоже проявляется безответственность, но уже другого рода: она исходит не из моей свободы, пусть и неправильно истолкованной, и легкомыслия, а из моего отказа от этой свободы.
Я лишаю себя своей личной свободы в самоопределении для того, чтобы не иметь ответственности за себя. Вписываясь в определенную традицию, я перекладываю свою ответственность за свое спасение на эту традицию, вернее, на носителей этой традиции. Правила, каноны, святые, церковная иерархия - все они учавствуют в моем спасении, кроме меня самого. Мне остается бездумно исполнять обряды и считать себя почти спасенным, по молитвам других людей. В таком случае сохраняется благоговейное почтение ко всему священному, исполняются все предписания, регулирующие мое благочестие, к которому я быстро привыкаю; но о живых отношениях с Богом речи нет, они ограничиваются вычитыванием определенных молитв и присутствием в храмах на богослужениях. Да эти отношения здесь и не нужны, они
только разрушат этот тихий мирок, закрывающий нас от ответственности за себя и за других. Здесь очевидно разделение внешней и внутренней жизни, причем акцент ставится на внешнее, т. е. в отношениях с Богом участвует только тело, а душа не может этого сделать по нашей слабости, неверию и т.д.Я не ставил себе целью описать какие-то определенные конфессии, я хотел вкратце указать на основные современные типы религиозности, которые могут присутствовать, в той или иной степени, в любых конфессиях.
Главная проблема заключается в разделении целостной духовно-телесной жизни, а также в том, что личность забывает о своей личностной сути, забывает о своей свободе, дарованной Христом и о своей ответственности перед Ним за свою жизнь. Мир пытается стереть наши лица, обезличить христиан, превратить их в безличную массу мелких атомов, которая имеет значение и вес лишь в силу численности ее членов, отдельный же человек не имеет значения, он никому не интересен и не нужен. Эти веяния проникают в церковь, но это противно Духу Христа.
Христос любит каждого человека лично, в его уникальности. Он знает каждого человека лично и называет его по имени. Христос пролил Свою кровь за каждого человека в отдельности, а не за безличную массу в целом. Христос ждет от нас любви, но масса не умеет любить, любить может только отдельная личность, готовая к сознательной жертве ради этой любви; но у нас не хватает ни любви, ни жертвенности, ни сознательности. Наша безответственность приводит к тому, что мы теряем и себя, и других людей - наших братьев, а, следовательно, и Самого Христа. В церковь пришла разъединенность людей. Люди общаются друг с другом не потому, что искренне любят друг друга, а только в силу своей принадлежности к одной конфессии и согласно предписаниям, выполняя свой христианский долг. Любовь по долгу - что может быть унизительнее и лицемернее? “Милости хочу, а не жертвы”, - говорил Христос, - мы же, делаясь христианами, сразу готовимся к жертве, не имея понятия кому ее приносить и зачем. В собрании мы, как и положено, любим ближнего, жертвуем собой, но, выйдя за ворота храма, становимся чужими, живем каждый своей жизнью. Конечно, мы общаемся с другим, но только в том случае, если он нужен нам для достижения каких-нибудь наших целей. Такое, своего рода, потребительское отношение
к другому человеку - так широко распространенное в мире - проникает в церковь, в души христиан.Наш индустриальный мир стремительно пытается разъединить и себя самого, и людей, живущих в этом мире. Разъединение проникает во все области жизни человека: разрушаются семьи, государства, разделение в обществе, но самое худшее, что может быть - это разрушение целостности личности, происходит разделение между внутренней, духовной жизнью и внешней; внешняя, плотская жизнь пытается поглотить духовную жизнь, которая является внутренним стержнем личности, ее основой, из которой любовь исходит. Многие теряют этот стержень, следовательно, теряют способность к любви.
Христос призывал любить врагов своих, но у людей, по большей части, нет врагов, также как нет и друзей. Люди в мире не умеют любить, и современная церковь не может их научить этому, так как в ней самой, если и есть любовь, то только Божия. Христианам необходимо приобретать опыт любви в церкви, так как единственный источник любви - это Христос, а Он присутствует на земле в Своем Мистическом Теле - Церкви. Поэтому Церковь - это единственный источник истинной любви на земле, и христиане должны стать носителями этой любви в мире, они должны быть светом
миру. Это очевидные истины, остается разрешить главную проблему, а именно, как и где христиане могут научиться Христовой любви. Ответ тоже очевиден - в Церкви, Церкви, понимаемой в качестве общины. Общинность - это есть, собственно, принцип построения Церкви. Только в общине христианин может полностью реализовать все свои дары, только в ней он приобретает свой конечный смысл, обретая себя в другом, только в общине реально присутствует Христос, объединяя всех общинников в Себе, - в Евхаристии. Община-Церковь есть Царство Божие на земле, которое пришло со Христом и осталось после Его Вознесения в общине Его учеников.
АПОСТОЛЬСКАЯ ОБЩИНА
Сделаем небольшое феноменологическое описание апостольской общины. Выявим и уясним общие принципы построения общины, как это дано нам в Новом Завете.
1. Первую общину основал Иисус Христос в начале нашей эры. В этой общине Его ученики впервые исповедали Иисуса из Назарета Христом и Сыном Божиим. Итак, первое, что мы видим - Христос стоит в центре этой общины. С этого, собственно, и началась Церковь Божия на земле. Основанием любой христианской общины может быть только Христос, отношения с Ним, любое другое основание, пусть даже по виду христианское, делает общину нехристианской, это уже будет не Церковь Божия, а какая-то христианская организация или сообщество. Церковь - это обязательно община, но не любая община есть Церковь, а только та, что основанием своим имеет Христа, т. е.
а) основана Им Самим непосредственно в определенное время и в определенном месте. Иисус Христос есть историческая личность, Он реально жил в определенном месте, в определенное время, и Свою общину Он создал в определенное время, которая после Его Вознесения не исчезла, но, напротив, распространилась по всем странам. И эта община Христа существует до сих пор со дня ее основания, она одна, т.к. Христос больше не создавал других общин; и если кто-то хочет принадлежать к общине, основанной Самим Христом, то должен, естественно, прийти в эту общину, которую я назову для простоты общим именем (т. к. сейчас она имеет много названий) - Апостольская Кафолическая Церковь. На Западе она представлена Римо-Католической Церковью, на Востоке это Православные Церкви, которые именуются по местности, в которой они находятся - это Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский, Православные церкви Греции, Грузии, Кипра, Албании, Польши, Чехословакии, Финляндии, Америки. Эти церкви есть непосредственное продолжение апостольской общины, основанной Самим Христом. Яркий пример единства Церкви - ап. Павел; он, получив непосредственное откровение от Бога, которое запечатлило его избранность на служение, не думает основывать своей новой общины, а соединяется с апостольской, демонстрируя этим то, что любое духовное дарование или служение должно быть с необходимостью
вписано в предшествующую ему историческую общину, оно должно быть привито к своим же историческим корням. Конечно же, этим мы поднимаем проблему информированности окружающих нас людей и христианских общин об этой исторической Церкви, к которой они могут присоединиться. Здесь же встает вопрос не только об исторической связи между поколениями христиан, но и о духовном преемстве апостолов и их учеников, т. е. о благодати Святого Духа, присутствующего в этой общине. Однако эти вопросы мы пока оставим.б) Кроме исторического основания Христом, община должна иметь постоянное общение с Ним, постоянно Ему поклоняться. Это должно проходить как на личном уровне, в молитве, так и на общих собраниях в храмах на богослужениях. Реальное и всеобщее общение со Христом происходит, когда люди соединяются друг с другом и со Христом в Его Пречистом Теле - во время Евхаристии.
Итак, мы видим два основания любой христианской общины - это историческое преемство, т. е. причастность к исторической общине, основанной Христом, и общение с Ним через Таинства, полнота которых обретается в Евхаристии.
2. Христос собирал вокруг Себя много разных людей, разных по возрасту, по полу, по образованию, по социальному статусу, по материальному положению. С Ним были и рыбаки, и мытари, и книжники, и блудницы, молодые и старые, бедные и богатые. Всем Он был интересен, и Ему все были интересны и нужны.
Его Община поистине стала местом единения всех людей. Община - это сообщество, в котором нет каких-нибудь классовых разделений, нет ни бедных, ни богатых, все едины и все равны для Христа, но это не уравниловка, когда все люди на одно лицо. Христос знает каждого лично и любит каждого особенно, для Него каждый человек особенно неповторим, уникален, красив и необходим Ему для жизни Его Тела - Церкви. Божия воля заключается в единстве многообразия уникальных личностей, по образу Святой Троицы, в которой Отец, Сын, Дух Святой - все Они разные, но Одно. Отца никто никогда не видел, а Сына видели все, Он имеет тело, Святой Дух не имеет тела, но приходит к нам. Троица - это разнообразие и единство в любви. Троица - реальная сущность Церкви, ее первообраз и пример нам для подражания.
3. Христос учил Своих людей вере, являл им чудеса, разъяснял им притчи. После Вознесения Христа и после Пятидесятницы положение учеников изменилось. Присутствие Христа в общине сохранилось, центр этого реального присутствия - Евхаристия. Промысел Божий, который, начиная с грехопадения Адама, заключается во все большей конкретизации Бога в жизни человека, подходит к концу.
“Дети! Последнее время”, - писал Ап. Иоанн (1Ин. 2:18). В истории человечества Бог постепенно открывался людям, желая занять в их жизни главное место, целью Его было и есть - стать смысловым центром каждой личности. Этот процесс начался с времен праотцев и хорошо виден нам в истории Авраама. Сначала Авраам знает Бога как “Господа, явившегося ему”( Быт. 12:7,8). Это личное откровение Бога Аврааму, при этом от Авраама требуется только одно - выйти из Харрана в Ханаан. Авраам исполняет это и больше узнает Бога, со слов Мелхиседека, - как “Господа Бога Всевышнего, Владыку неба и земли”(Быт. 14:22). Отношения Авраама с Богом ни к чему не обязывали Авраама, он жил своей, не всегда праведной жизнью, и не заботился о каком-либо угождении Богу в силу того, что воля Божия еще была не очень ясна ему. Но в 17 гл. Бытия, ст.1, Бог открывает Свое имя - Всемогущий - и требует от Авраама непорочного хождения перед Ним. Из всего этого очевидно постепенное вхождение Бога в жизнь человека, когда Он из внешнего и далекого превращается в близкого. Переломным моментом в истории стало Воплощение Бога на земле, Бог вошел в жизнь мира в Своем теле, в таком же как и у всех людей. Он стал конкретным, телесным, реальным для окружавших Его людей. Но телесное присутствие Бога не являлось Его конечной целью, так как Он тогда реален и конкретен только для одного поколения людей, да и то в определенном месте, для тех, кто Его видел своими глазами. Это было началом Воплощения Бога, концом же его является воплощение Бога во всех людях, а в конечном итоге во всем творении.
Слова пророка Иоиля: “ И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...”(Иоиль 2:28) апостол Петр повторяет в день Пятидесятницы, немного изменив: “... И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...” ( Деян. 2:17), и продолжает в ст. 33 этой же главы : “ Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил
то, что вы ныне видите и слышите.” Ап. Петр говорит о том, что последние дни уже наступили, Господь излил Святого Духа на людей. Сначала Его приняли апостолы, потом они передали Его другим ученикам.В этом событии произошла еще одна конкретизация Бога, Бог еще ближе приблизился к человеку - Он поселился внутри человека. Христос был рядом с людьми, имя Его было Эммануил, т. е. Бог с нами, теперь же Бог вошел внутрь своих учеников, теперь его имя - Бог в нас. Сам Христос говорил об этом: “ Пребудьте во Мне, и Я в вас.”(Ин. 15: 4). Он предсказывал эти изменения в отношениях с Богом, когда Бог будет в людях: “ И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.”( Ин. 14:16,17) Слова “с вами пребывает” указывают на то, что Дух Святой уже был с учениками, но в Иисусе Христе, т. е. телесно от них отдельно; а слова “в вас будет” указывают на то, что этот Дух войдет в учеников в недалеком будущем, что и случилось в день Пятидесятницы. С этих пор Бог поселился в людях. Дух Святой - это Дух истины, значит сама истина поселилась в людях, поэтому ученики поняли все слова Христа; Господь теперь учит каждого ученика, т. е. христианина лично, не через общие притчи, а через его собственную жизнь. Это обстоятельство дало возможность ап. Иоанну написать, обращаясь ко всем христианам, а не только к апостолам: “Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте.”(1Ин. 2:27). Господь Сам учит христиан, но Он не может научить неверующих в Него, учить неверующих - это наша обязанность, Дух Святой для этого и пришел. Апостолы так и делали - проповедывали Евангелие. Община не замкнулась на себе, а стала активной в обществе, она почувствовала свою ответственность за спасение других людей перед Богом. Апостолы не были учеными богословами, они просто свидетельствовали о Христе, о том, что видели и о том, если сами не видели Его, что Господь сделал в их жизни (например, ап. Павел). К этому Господь нас призывает: “... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.” (Деян. 1:8). Дух Святой давал им силы на это служение людям: на проповедь, на исцеления, на заботу о сиротах и вдовах.
Итак, мы видим, что община, чтобы быть живой, должна служить миру.
4. Иисус Христос управлял своей общиной лично все три года. После Его вознесения общиной управляли апостолы - все вместе. Единоличная власть в Церкви после Вознесения прекратилась. Первым совместным решением апостолов было избрание двенадцатого апостола, вместо Иуды Искариота - Матфия; это произошло до Пятидесятницы, но и после нее апостолы все решали на собраниях - соборах. Как это было, например, с проблемой проповеди язычникам. (Деян. 15) Из книги Деяний видно, что, по сравнению с другими общинниками, апостолы обладают большей властью и авторитетом, но в то же время на них лежит большая ответственность, которую они с радостью делят с другими: так были поставлены через рукоположение апостолов их помощники - дьяконы (Деян. 6:6), которые стали заниматься материальными нуждами общинников. Община - это не однородная масса людей, это общество служителей: апостолы служат словом и молитвой (Деян.6:4), т. е. в духовной сфере, а дьяконы служат внутри общины в материальной сфере. Далее число служений будет увеличиваться, и в послании к Римлянам Павел пишет уже о служениях пророков, учителей, увещателей, раздавателей, начальников, благотворителей. ( Рим. 12:6-8). И это не полный перечень. Каждый член общины участвует в жизни общины, в каком-либо из служений тем даром, который получил от Бога. Нет бездарных людей, есть люди, не открывшие в себе эти дары. Найти свое призвание - это цель общинника, которая осуществляется по мере духовного роста человека.
Мы затронули вопрос власти в общине и ее разделения . Можно сказать, что в апостольской общине явлена власть Духа, осуществляемая через соборы апостолов. У христиан власть измеряется мерой ответственности за подвластных и за доверенное дело, поэтому эта мера должна равномерно распределяться на всех общинников.Об этом писал ап. Павел: “ Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.”(2Кор.8:13). Человек почувствует ответственность и полноту власти в каком-то деле только тогда, когда будет чувствовать свое призвание к этому делу.
5. Материальное положение общины складывается из имущества ее членов. Книга Деяний 2: 44-46 говорит о том, что все верующие имели все общее, продавали имения и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Многие богословы, опираясь на этот текст, считают, что у первых христиан была коммуна, т. е. не было частной собственности. Я считаю такой взгляд извращением евангельского понимания собственности. Не имея собственности, легко иметь нестяжательный дух. Господь учил отдавать свое имущество свободно и непринужденно, поэтому, не имея личного имущества, нечего и отдавать, т. е. заповедь Христа о даянии становится невыполнимой. Личность имеет свободу отдавать или не отдавать свое личное имущество, лишая личность этой свободы, мы лишаем человека его сущностной черты - свободы выбора. Упраздняя частную собственность, мы уничтожаем свободу личности, свободное даяние, уничтожаем милостыню. Только имея что-то, человек имеет возможность отказаться от этого в чью-то пользу, ради Христа и в этом уподобиться Ему. Поэтому, не имея частной собственности, мы не можем отдать Богу эту важную сферу нашей жизни.
В общине частная собственность сохранялась настолько, насколько человек хотел участвовать в жизни общины. Он мог отдать все, а мог отдать часть имущества, это решалось по свободному усмотрению человека - насколько он положился в этом на Бога, в силу его личной веры и посвященности Богу и общине. Такое положение дел доказывает случай с Ананией (Деян.5:1-5). Он имел право оставить себе все свое состояние; но он из гордости хотел публично заявить своим даянием о своей полной посвященности общине, при этом оставив часть себе. Не имея веры, он хотел похвастать своей большой верой, которая для него имела материальное выражение в деньгах, за эту дерзость и лицемерие он был наказан.
Человек свободно приносил либо все свое состояние, либо часть его, и уже этим общим имуществом, состоящим из вкладов общинников, распоряжались апостолы.
Средства шли на помощь нуждающимся, на миссионерские поездки, также общины помогали более бедным общинам в других городах, так ап. Павел собирал помощь по азиатским общинам для общины в Иерусалиме во время голода в Палестине.
Итак, на этом мы закончим описание апостольской общины. Она является для нас незабываемым примером христианской жизни, но она не может стать для нас целью. Церковь, будучи живым организмом, развивается, поэтому невозможно вернуть ее к состоянию апостольских времен, как бы прекрасны они ни были. Сегодня в мире другая ситуация и другие проблемы, Церковь должна адекватно отвечать на нужды своей эпохи. Многое изменилось с тех пор в Церкви, но принципы ее построения и жизни остались прежними. Должна появиться община, ее забыли, вытеснили из Церкви, но без нее Церковь не может нормально жить. Давайте попробуем поразмыслить о сущности общины, что это такое по своей сути. Это будет, своего рода, общинология - богословие общины. Конечно, это только наброски, но они прокладывают путь к догмату о Церкви, так как богословие общины - это своего рода экклезиология.
ОБЩИНОЛОГИЯ
Община - это семья. Христос говорит, что мы дети Богу. Он учит нас молиться и взывать: Отче наш. Апостол Павел тоже свидетельствует об этом. В послании к Римлянам 8 главе 15-16 стихе он пишет: “ Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.” А если дети Божии, то между собой - братья.
Церковь - это большая Вселенская Община или Вселенская Семья, Глава которой Бог, не зря же все христиане называют Его Отцом.
Отец приблизил нас к Себе через Сына, Который стал Одним из нас. Он также взывал к Отцу “Отче наш”. Христос стал нам братом, чтобы мы стали истинными детьми Божиими, чтобы Его жизнь появилась в нас. Мы во Христе, а Христос в Боге. Это единство - основа Церкви. И нет никакого другого основания у Церкви, кроме Христа. Отвечая на вопрос,
как мы пребываем во Христе, можно указать два способа. Первый способ (после крещения) - это причастие; в Евхаристии мы реально и телесно соприкасаемся с Господом, принимаем Его внутрь себя: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.” (Ин. 6:56-57)Второй способ - это служение друг другу. Служением другому мы выражаем свою любовь к нему. Христос говорил, что если мы делаем что-то другому, то мы Ему делаем или зло, или добро. “Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и выне напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.(Мф.
25:34-45)Кто эти братья меньшие, кому нужно послужить? Это все люди, окружающие нас, они в больницах, они в тюрьмах, они голодают и жаждут; а ведь Христос отдал Себя на смерть за них. Все человечество, все люди - это меньшие братья Христа, так как Он стал человеком для того, чтобы каждый человек смог соединиться с Отцем Небесным. Через Христа - Единородного Сына Божия мы усыновляемся Богу и становимся сынами по благодати, усыновленными по воле Божией.
Если мы любим другого, служим ему, то соблюдаем Божию заповедь и пребываем в Нем, в Его любви. “Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость
Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.”(Ин. 15:10-11) Если мы любим и служим, то Его радость придет к нам и обогатит, увеличит, сделает совершеннее нашу собственную радость, способность к радости. Господь хочет чтобы мы исполняли Его заповедь любви, служили друг другу, и тогда мы наполнимся Его радостью.Как же служить другому? Сейчас очень сильно распространено такое заблуждение, что служителями Церкви являются исключительно священники, совершающие обрядовую сторону богослужения. На самом же деле, служителями Церкви являются все христиане, т. е. крещенные. Служение Церкви подразумевает служение миру, т. к. Церковь несет свет миру, являет ему абсолютную истину. Поэтому христиане, исполняя каждый свою общественную работу, должен нести людям, окружающим его, свет Евангелия Христова. Священник исполняет только священную часть общего служения, относящуюся к таинствам, все остальное могут и должны делать миряне. Служить другому - это делать ему добро, помогать в бедах. Самое большое добро, какое мы можем сделать человеку - это спасти его от вечной погибели, рассказать ему о Спасителе Иисусе Христе, о спасении и прощении грехов через Христа, о том, во что сами верим и чем думаем спастись. Это называется благовестие, все христиане призваны к нему, не богословие, нет, не все разбираются в его тонкостях, но благая весть, которую знают все христиане или, по крайней мере, должны знать, так как это основание христианской веры и без него не будет у нас никакой христианской жизни. Это наипервейшее доброе дело, которое мы можем сделать другому, оно не слишком тяжело для нас: всего лишь несколько слов о том, как я верю. После этого главного дела будут и другие дела, например, молитва за другого, материальная помощь, эмоциональная поддержка. Святой Дух, обитающий в нас, Сам покажет, каким образом служить.
Итак, мы имеем единство со Христом непосредственное - в Евхаристии, опосредованное - через брата. Таинство Чаши и, по слову Златоуста, таинство Брата, бедняка. Есть еще один способ единения с Богом, осуществляемый личностью по своему свободному усмотрению, - в молитве. Молитва есть общение с Богом. К ней мы призваны Самим Богом. “Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.”(1Кор. 1:9). Мы призваны общаться со Христом и с другими людьми, так как в них есть Христос. Славянское слово “причаститься” означает стать участником, иметь общение; по гречески - это слово koinwnia - означает связь, сообщество. Это слово произошло от глагола koinow, что значит: делать общим, принимать участие, сообщать что-либо или кому-либо, спрашивать совета, вопрошать.
В молитве мы входим в связь с духовной реальностью, молясь Богу, мы соединяемся с Ним, становимся участниками Его духовной природы. Апостол Петр пишет об этом: “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которым дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества...” ( 2 Пет. 1: 3-4).
В молитве происходит познание Бога. Для жизни и праведности нам даровано все, т.е. мы уже способны к святости, мы имеем уже эту способность, если б не так, то с нас не было бы спроса, но приобретаем и воплощаем в себе реально эту божественную жизнь через познание Христа, в молитве. Но не тогда, когда мы только говорим, а когда слушаем Бога, ведь познание другого приходит к нам извне, от другого, а не от нас самих. В молитве Его жизнь соединяется с нашей жизнью и освящает ее. Во время молитвы Христос преобразился на Фаворе, и мы, когда молимся, преображаемся; преображаются наши помыслы, чувства, душа, а затем и все тело, и мы почти чувственно, как апостолы на Фаворе, ощущаем присутствие Бога, слышим Его голос.
В совместной же молитве мы находим еще один источник единения между собой. Когда наши слова и души обращены к Богу, они соединяются в Нем, и мы все вместе осеняемся Его присутствием. Наше единство имеет корень не в общей убежденности в чем-то, не в общей принадлежности к одному сообществу или еще в чем-нибудь. Источник нашего единства - это Христос, и не отвлеченно-умозрительно, а реально. Наше единство между собой должно иметь основание в духовной реальности, с которой мы соприкасаемся в молитве, поэтому чем чаще мы молимся, тем ощутимо реальнее и нагляднее будет наше единство. Молитва - это реальный способ соединения с Богом. Мы обращаемся к Божественной Личности и получаем реальный ответ от Него - Он присутствует среди нас. Вполне возможно также, что это будет ответ, выраженный словами. Это происходит почти всегда, а мы часто этого не замечаем, т.к. сконцентрированы на своих чувствах или мыслях. Мы чаще хотим высказаться сами, и у нас нет времени слушать. Это эгоизм. Не зря свв. отцы советовали останавливать все свои помышления, слушать тишину и таким образом научиться слышать.
Научиться слышать - это основная задача христианина, особенно в общине. Надо научиться слышать Бога в проповеди, в Библии, в событиях жизни, в других людях. Также надо научиться слышать другого человека в его взгляде, словах, жестах, слышать, что он говорит о себе, о своих бедах и нуждах - это нам поможет служить ему, помогать реально, а не делать то, что, как
мы думаем, ему нужно. Неумение слышать - это разновидность эгоизма, когда мы сами являемся центром своего внимания, а все остальные - это лишь зеркала, которые отражают нас самих.Христос учил слышать. Он часто повторял: “Имеющий уши да слышит” (Лк.14:35). Его многие слушали, но не все слышали, поэтому не все в Него уверовали. Также притча о семени, которое сеется на почву, одно при дороге, другое на камне - все это относится не только к нехристианам, но и к верующим. Постоянно в нашей христианской жизни мы встречаем то каменистую почву своего сердца, то дьявол похищает слово Божие, и мы уже не слышим Его. “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.” (Отк. 3:20). Нужно услышать Его призыв - стук в двери нашего сердца, но мало услышать, надо еще отворить дверь, выйти навстречу Богу, уделить Ему место в своей жизни. Монахи уходили в пустыню, чтобы научиться слышать Бога. Мы же должны идти в общину, чтобы научиться слышать друг друга и Бога в другом. Монахи слышали Бога непосредственно, мы же должны слышать Его в другом человеке, а если нет, то не услышим Бога никогда.
Итак, мы подошли к тому, как образуется община, каковы ее цели. По большому счету, община начинается с объединения людей и своей целью имеет их единство, главным образом, духовное. Какова сущность духовного единства, что это такое, реально оно или это миф? На мой взгляд, это одна из важнейших проблем экклезиологии. В материальном мире объединение выглядит как пространственное перемещение вещей вокруг одной точки, которая представляет собой сумму всех входящих в нее точек; и чем больше этих входящих точек, тем пространственно больше само это единство, и сила этого единства зависит от силы входящих в него элементов. Совсем другая ситуация в духовной сфере. Духовное единство личностей представляет собой не просто сумму входящих в него духов, оно само становится отдельной Личностью, независимой от тех, кто вошел в это единство.
Все люди своей духовной стороной, в той или иной степени, принадлежат к единой духовной сфере. Если какие-то люди переносят свой смысл и цель своей жизни в эту сферу, скажем, вокруг одной духовной личности, то их устремления объединятся в какое-то единство. Это единство приобретает самостоятельную жизнь, отдельную от самих людей. Это происходит в силу того, что устремления людей будут касаться этой личности лишь в каких-то отдельных ее проявлениях, а не во всей ее полноте, поэтому сам образ личности будет строиться из отдельных представлений людей. Этот образ останется мертвым или сделается негативом, т. е. наполнится негативным смыслом, если сама личность, стоящая за ним, не вдохнет в него свою жизнь. Представим, что эта духовная личность - Христос; Он вдыхает Свою благодать, жизнь Духа Святого, в этот единый образ, который имеют люди и который они могут понять. Это стремление людей ко Христу и Его стремление к людям рождает богочеловеческий организм, который мы называем Церковью. Как Христос вдыхает свою благодать в Церковь? Через Таинства. Если мы внимательно приглядимся, то увидим, что Таинства - место, в котором проявляется личностная свобода Бога. Таинство потому и называется Таинством, что в нем ничего не понятно - это действие Бога, покрытое тайной и не в силу того, что Он что-то скрывает от нас, а в силу Своей абсолютной свободы, которая является во время Таинства, и мы не знаем и не можем знать, как Он подействует в том или ином случае; нам остается только уповать на Его обетования. Церковь есть организм богочеловеческий, а значит имеет свою вечную сторону, т. к. Бог вечен, и эмпирическую или временную, в силу временности самого человека. Таинства скрепляют эти две стороны Церкви. Человеческая сторона Церкви в силу своей временности изменяется с течением жизни в мире, но эти ”скрепы”, соединяющие Ее с вечностью - таинства - остаются неизменными. Таинства укореняют эмпирическую церковь в вечности, но они не могут механически соединить эту церковь в единство на земле, они не могут заставить нас любить друг друга. Преодолевать разъединенность между собой на земле - это наша задача, если мы ее не выполняем, то отдаляем себя от вечности. Богочеловеческий организм Церкви станет более живым и целостным, если люди и в материальном мире станут едиными. Такое может и должно осуществиться в общине.
Итак, мы видим, что Церковь как богочеловеческий организм живет своей, отдельной от нас жизнью. Мы можем присоединиться к этой жизни или даже внести что-то новое в нее, т. е. быть активными, а можем быть пассивными, тогда сама Церковь будет тащить нас в своем жизненном процессе, без нашего сознательного участия в этом, что не принесет нашей личности никакой пользы, а может быть, даже вред, т. к. в такой пассивности наш дар Богу - наша активность, т.е. наша жизнь - не может осуществиться. Если пользоваться словами из притчи, то наше семя не принесет плода или, имея талант, мы не преумножим его.
Община начинается тогда, когда люди собираются вокруг личности Христа, или по-другому, во имя Христа: “... ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них “(Мф.18:20). Такая община началась, когда апостолы собрались вокруг Иисуса в Галилее. Эта община просуществовала до нашего времени и распространилась на все континенты, но Христос присутствует в ней везде, т.к. Он - Бог Вездесущий. Он живет в общинниках Духом Святым (“Я с вами во все дни до скончания века”.Мф.28:20), Которого мы получаем в крещении и миропомазании. У общины не должно быть никакой другой цели, кроме единства во Христе, т.к. об этом Сам Христос молился в конце Своего земного пути: “ Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.” (Ин.17:20-23.)
Здесь Христос молится о всех христианах, не только об апостолах. Мы должны быть едины между собой и все вместе должны быть едины с Богом, в Боге. Это духовное единство. Мы едины с Отцом через Христа. Это единство богочеловеческого организма, в котором соединены Бог Отец, Сын и Его люди, является свидетельством миру о Христе, о том, что Бог нас любит как собственного Сына. Это Единство есть явление славы Божией на земле. Если христиане будут едины, то Церковь станет Славной и Побеждающей зло, тогда весь мир узнает, что Христос истинный Бог. Такая вера и стремление к единству должны определять всю жизнь общины. Любая другая деятельность, как то: миссионерство, проповедь, учение, социальное служение - является средством к достижению этого единства. Поэтому цель общины - единение между собой и с Христом. Община - это семья, которая воспитывает миссионеров, учителей и т.д. Но сама по себе она - не школа, и учение в ней - не самое главное. Как и в семье, дети не всегда учатся, но и отдыхают, и работают. Миссионеры и другие служители выходят из общины и возвращаются в нее, находя в ней покой.
Если община - это школа, то может так случиться, что духовная жизнь будет тождественной интеллектуальному поиску. Это гностицизм, т.к. тогда отсекаются все те люди, кто не способен к интеллектуальной деятельности. Христос так не делал - Он открылся не мудрым, а простым. Интеллект только помогает понять свою веру, помогает также применить свои дары в служении, и все это для одной цели - единства во Христе.
В семье есть несколько уровней общения, т.к. присутствует несколько поколений: дети - дети, дети - родители, дети - дедушки, родители - родители и т.д. Здесь мы видим разный возраст, разные интересы, разный интеллектуальный уровень, но все общаются со всеми, т.к. сама жизнь многогранна в своих проявлениях: есть грани, случаи, в которых необходимо общение со старшим поколением, а есть грани, ситуации, подходящие для общения со сверстниками. Поэтому в общине для каждого должно найтись место, каждый нужен. Община - это тело, по слову ап. Павла, в котором каждый орган необходим для жизни всего Тела.
Вопрос: как найти свое место? Ответ: “Все испытывайте, хорошего держитесь” (1Фес. 5:21). Это побуждение к свободному творчеству и поиску себя относится к каждому христианину. Здесь нет готового ответа...
Должно быть желание к единству, и тогда Дух Святой укажет, что нам делать, только надо внимательно слушать, отложив свои мысли и волю, и потом исполнять, не лениться. Мы часто ищем своего, чтобы нам было удобно, нам было интересно и т.д., а надо искать пользы для другого, для Бога и человека (“Никто не ищи своего, каждый пользы другого”1 Кор.10:24, Рим.15:2,3), т.к. и Христос не Своей пользы искал, а если бы Своей, то мы и не были бы искуплены. Но Он искал пользы Божией и нашей, поэтому-то Он и Победитель тьмы, Царь мира, Господь господствующих.
ЭПИЛОГ
Заканчивая эти размышления об общине, задумаемся о реальных проблемах, которые встречает каждый современный православный христианин в своей церковной жизни. Современное положение Церкви в России очень двусмысленное: с одной стороны, это государственное признание Русской Православной Церкви, материальная помощь ей, возвращение храмов и священных предметов, обширное книгопечатание - все это, казалось бы, свидетельствует о духовном возрождении Русского Православия. Однако, с другой стороны, пребывая членами этой церкви, мы ясно видим обратное - духовный упадок, который проявляется практически во всей жизни церкви. Если отложить все предрассудки и эмоциональные восторги, то станет очевидным, что церковь нуждается в духовном обновлении.
Современное духовное состояние церкви зависит не только от заслуг древних святых, но и от духовного состояния современных православных людей. Духовное обновление - это отказ от ветхой природы человека, испорченной грехом. Духовное обновление - это жизнь во Христе. Христианам сейчас необходимо вернуться к Христу, научиться от Него простоте, любви, милосердию, научиться от Него служить людям. Это должно войти в личную жизнь христиан, а также должно проявиться во внешнем устройстве церковной жизни. Все в церкви должно служить людям, а не против них. Сейчас очень распространено мнение, что, чем хуже человеку и труднее стоять на богослужении, тем спасительнее и лучше для его души. Многие священники не только не рассеивают подобные вредные заблуждения, но и поддерживают их в людях, может быть, по собственному невежеству, а, может быть, по корысти, ведь удобнее управлять невежественным и запуганным народом. Ап. Павел писал:” Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.” ( 1Кор.5:6-8) Этого обновления так не хватает современной Русской Православной Церкви. Малая и старая закваска властолюбия, сребролюбия, лукавства и глупости высшей иерархии портит все тесто, вся церковь терпит урон. Христиане забыли о Пасхе, о радости, об освобождении от греха. Внешняя церковная жизнь: сложная литургическая система, непонятный язык богослужений, оторванность клира от мирян, необразованность священства, нравственный облик высшей иерархии - все это отталкивает не только неверующих, но и затрудняет нормальную церковную жизнь многих искренних христиан. Также ужасающе велико невежество народа; печально видеть неспособность клира как-то это исправить из-за собственной неграмотности.
Единственный выход из этой ситуации - создавать общины. Учитывая вышеизложенные принципы построения общины и ее цели, какие же проблемы встретит община на своем пути? Главной и самой сложной проблемой является Евхаристическое единство общины. Священство, оторвавшись от народа, превратилось в замкнутую корпорацию, поэтому нормальное пастырство невозможно. Часто люди не знают лично своего батюшку, не говоря уже о самом священнике, который даже не стремится кого-то узнать. Но священник держит в своих руках Евхаристическую Чашу, вокруг которой должна собираться община, и в Евхаристии никак нельзя игнорировать личность священника - тогда общение ( причастие) будет не полным.
Сейчас забыта старая традиция, когда священника выдвигала община, а епископ только утверждал кандидата и рукополагал его. Сегодня такое трудно вернуть (хотя необходимо), поэтому надо самим знакомиться с батюшкой, встречаться с ним не только в храме, но и по домам, куда его приглашать для общения, для общих молитв и т. д. Миряне должны осознать свою роль в жизни церкви, и начать проявлять активность.
Кроме проблемы Евхаристического единства, существует другая проблема, которую община может как-то решать - это просвещение. Вера от слышания, а слышание от Слова Божия, поэтому надо изучать Слово Божие - Библию, назидать в вере себя и других. Надо пробовать создавать курсы катехизации при храмах, собирать людей для изучения Библии и вероучения в своих домах, как это делали первые христиане. Имея такую возможность, необходимо ее осуществлять, т. к. это является тем даром, который Господь нам дал, и который нам непременно нужно по силам преумножать.
Остальные проблемы разрешатся с течением жизни общины, но только в атмосфере любви и взаимопонимания, к чему нам и следует стремиться в нашей жизни.
Сведения об авторе:
Игорь Владимирович Мананников (1976 г.) закончил философский факультет Томского Государственного Университета. Учится в аспирантуре этого же факультета. Активно учавствовал в деятельности Сибирского Союза Студентов-Христиан. Следуя своему духовному поиску истинной Церкви, перешел из протестантской харизматической общины в Русскую Православную Церковь. Инициатор Православного Студенческого Движения в Томске. Занимается группами по изучению Священного Писания.