На главную страницу

На страницу Родоса

Валерий Родос

Физические и духовные массы

 

Мир природный виден простому глазу.

Он многоцветен, радужен, населен массами, плотными, неподвижными. Царство инерции. Пока внешнюю силу не применишь, физическую массу с места не сдвинешь, а движущуюся – не остановишь.

Откуда только взять эту внешнюю силу?

Физические тела разняться энергетическим зарядом, а сама энергия предстает в различных видах и одна энергия может перейти в другую. Физические массы изобразимы и представимы в математических расчетах безразмерными точками.

Иное дело мир духовный.

Он не ощутим. Людям не даны окуляры духовного видения.

Но обладай человек реальным ощущением духовного, и привычный мир не просто обесцветился бы, но стал лишь фоном, на котором разворачиваются драмы отношений масс духовных.

Массы духовные (интеллектуально-духовные) – не плотны. Не неподвижны. Даже в случае видимости покоя их остановка мнимая. Не остановка, а лишь выбор направления движения, применения и разрядки непревратимой энергией – устремлениями, интенциями.

Духовные тела не представимы математическими точками, но в простейшем случае векторами. Каждая из масс одновременно несколькими. Также как и массы физические, духовно-интеллектуальные различаются количественно, у каждого индивида собственная мера духовного потенциала.

Но в отличие от мира физического, тела духовные различаются еще и качественно.

Устремлениями, живым интересом.

Количественные (мера) и качественные (направленность) параметры духа однозначно задают его координаты в духовном пространстве.

Не возможны духовные массы с одинаковыми интеллектуальными потенциалами.

Определяющее отличие духовного и физического миров:

В мире физических масс господствует Всемирного Тяготения Закон (см. Краткую Энциклопедию). Согласно этому природному императиву естественные массы взаимно тяготеют к общему для них центру, в конечном итоге друг к другу, внешним образом неотвратимо устремлены к слиянию.

Массы духовные действуют прямо противоположно физическим (что для философа-новичка выглядит неестественно, вплоть до противоестественно). Взамен внешней центростремительной интенции физических масс, стремление к взаимоотторжению, вплоть до противоборства.

Основной закон духовного мира может быть сформулирован так:

духовные массы взаимоотвергают друг друга.

Процесс взаимоотталкивания духовных тел драматичен. Массы физические притягиваются тем заметнее. Чем ближе располагаются. Духовная же близость только усиливает драматизм взаимоотторжения.

Термином “драмма” удобно измерять силу взаимооторжения духовностей. (Добавление специально для тяготеющих к математике: драматизм взаимооталкивания пропорционален разности духовных потенциалов).

Взаимооторжение духовно слитых тел измеряется в “трагедиях”. (Для тяготеющих к математическим выкладкам добавим: накал, и чистота духовных трагедий возрастает до эпических форм пропорционально степени близости и величинам духовных масс).

Векторы отторжения духовных масс.

Духовная масса стремится вовне, к одиночеству. Которое бесплотно. Внетелесный дух, подчиняясь основному закону своего существования, стремится раствориться в космосе, не оставляя следов и наследников.

Однако человеческий дух обречен существовать с физической составляющей личности. В этом суть и первопричина трагедии духовного существования человека. Телесная составляющая человека подчинена Ньютоновской механике, что проявляется в физико-биологическом стремлении организма к стадности, к коллективизму.

А это в принципе, по определению, ограничивает и связывает дух, лишает его центробежной подвижности.

Роль телесной стороны личности: привить духу навыки солидарности, уберечь его от свободного устремления вовне.

Успех тела, втягивание личности в некую социальную общность – есть одновременно закабаление духа. И каждое составляющее взаимопритягивание, объединение в физическом смысле – социальный факт.

Таким образом: социальное проявляется в формах противоестественного для духа привязывания, стреноживания духа, обобществления его в некий прайд.

Социальное – есть зримое (и в этом смысле физическое) проявление закабаления духа, надевания на него оков и вертиг. Любое социальное объединение есть разновидность, способ заневоливания духа.

Любовь – вид улавливания духа, направлением его на удовлетворение телесных, эротических радостей (по глубине бездуховности, антидуховности ужасна историческая роль искусства в представлении этой связи как исключительно и высоко духовной).

Дружба – мираж единомыслия, бескорыстной, а следовательно, духовной близости – иной вид социальных наручников. (Выражения: “наручники”, “намордник” – очевидно неудачны. Аналогичные: “надушник”, “наинтеллектуальник” – непривычно).

Семья – генетические узы...

Партия – единство дела...

Национальность – сковывание духовных устремлений единством крови.

Государство – остроумное удерживание духа сложной и потому заманчивой для беспокойного разума идеей патриотизма и общности истории.

Персоналии с большим духовным потенциалом – “демонические натуры”! Их, без роду и племени, без семьи и друзей космополитов, все эти оковы удерживают в меньшей степени, что отчетливо подтверждается статистикой.

Однако и для большинства из них находятся тонкие, почти неощутимые цепи и сети. Духовные одиночки попадают в социальные кланы, образованные по сугубо “духовной” составляющей.

Принцип духовности соратничества оказывается непреодолимым и образующим коллективы в науке, в религии, в искусстве...

Видимая первичность духовных интересов, система ценностей, в основе которой результаты интеллектуальной деятельности – самый тонкий и труднопреодолимый способ стреноживания интеллектуально духовной массы.

Подлинно свободы достигает лишь дух, постигший суетность:

а) любых форм человеческих общений,

б) познания во всех его заманчивых лабиринтах и

в) коллективного вероисповедания.

Сайт управляется системой uCoz